М 14 Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие. <...> Целью освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» является ознакомление студентов с понятийно-терминологическим аппаратом, основными теоретическими постулатами, которые лежат в основе использования качественных и количественных методов исследования современной психологии, с возможностями приложения качественных и количественных методов в практической деятельности психолога, в развитии профессиональных и общенаучных компетенций магистранта по направлению подготовки 37.04.01 – Психология для самостоятельной работы по применению качественных и количественных методов в собственных психологических исследованиях и анализе, полученных в них результатов с применением, в том числе, статистических методов обработки информации. <...> Основные положения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» могут быть использованы в дальнейшем при прохождении преддипломной практики и написании магистерской диссертации. <...> Количественные методы, их характеристика, достоинства и ограничения Научный метод – это способ познания и научного исследования. <...> В психологии есть методы, использование которых происходит только представителями данного направления (например, анализ сновидений в психоанализе) или же методы, которые являются относительно универсальными и используются в своих исследованиях представителями разных школ и направлений (например, наблюдение или тестирование). <...> Количественный подход был разработан в рамках естественнонаучной парадигмы к изучению психики. <...> При построении типологии, классификаций, законов и т.п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. <...> Количественные методы дают возможность изучить гораздо большее количество испытуемых, чем качественные, а, значит, получить <...>
Качественные_и_количественные_методы_исследований_в_психологии.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Т. А. Майборода
КАЧЕСТВЕННЫЕ
И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 37.04.01 – Психология
Магистерские программы: «Психология в бизнесе»,
«Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций»,
«Психологическое консультирование»
Квалификация выпускника – магистр
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 159.9.072 (075.8)
ББК 88.37/.52ф я73
М 14
Печатается по решению
редакционно-издательского отдела
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
канд. психол. наук, доцент А. Д. Ложечкина,
д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина
(Ставропольский государственный медицинский университет)
Майборода Т. А.
М 14 Качественные и количественные методы исследований
в психологии: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2016. – 102 с.
В пособии, представляющем курс лекций, рассматривается
система основных понятий, а также проблемы, подходы, принципы
и методы в области психологии, раскрываются взаимосвязи
изучаемых психологических феноменов, а также актуальные прикладные
вопросы этой дисциплины.
Предназначено для студентов, обучающихся по магистерской
программе: 37.04.01 – Психология.
УДК 159.9.072 (075.8)
ББК 88.37/.52ф я73
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном обществе кардинально меняется и значительно
усложняется как профессиональная деятельность человека в
целом, так и виды профессиональной деятельности. Специфика
современной профессиональной деятельности психолога выдвигает
ряд требований к нему как субъекту труда и качеству проводимых
им исследований.
Целью освоения дисциплины «Качественные и количественные
методы исследований в психологии» является ознакомление
студентов с понятийно-терминологическим аппаратом, основными
теоретическими постулатами, которые лежат в основе использования
качественных и количественных методов исследования современной
психологии, с возможностями приложения качественных и
количественных методов в практической деятельности психолога,
в развитии профессиональных и общенаучных компетенций магистранта
по направлению подготовки 37.04.01 – Психология для
самостоятельной работы по применению качественных и количественных
методов в собственных психологических исследованиях
и анализе, полученных в них результатов с применением, в том
числе, статистических методов обработки информации.
Задачи освоения дисциплины:
ознакомление с понятийно-категориальным аппаратом дисциплины,
с кругом доступных психологам качественных и количественных
методов исследования, источников данных, исследовательских
планов и методов обработки результатов;
овладение критериями оценки качества качественных и количественных
методов научных исследований, психометрических
инструментов;
формирование целостной системы личностно-профессиональных
компетенций в области планирования и организации проведения
собственных эмпирических исследований, анализа и интерпретации
полученных в них результатов;
формирование умений и навыков визуальных (в том числе,
компьютерных) презентаций полученных в исследовании данных.
Дисциплина относится к базовой части дисциплин (Б1.Б.3). Ее
освоение происходит в 3 семестре. Качественные и количествен3
Стр.3
ные методы исследований в психологии относится к числу фундаментальных
дисциплин, формирующих профессиональное мышление
будущего психолога и обеспечивающих успешное усвоение
других дисциплин профессиональной подготовки и их применение
в дальнейшей практической деятельности психолога.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для
изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких
дисциплин, как «Планирование теоретического и эмпирического
исследования», «Статистические методы в психологии».
Основные положения дисциплины «Качественные и количественные
методы исследований в психологии» могут быть использованы
в дальнейшем при прохождении преддипломной практики
и написании магистерской диссертации.
Курс направлен на формирование у выпускника магистратуры
таких компетенций, как способность к самостоятельному поиску,
критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации,
к постановке целей исследования и выбору оптимальных
методов и технологий их достижения (ОПК-3); готовность к диагностике,
экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний,
психических процессов, различных видов деятельности человека в
норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов
развития факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической,
профессиональной и другим социальным группам (ПК-5).
Авторский подход к изложению учебного материала заключался
в том, чтобы на основе формирования у студентов основных понятий,
методологических подходов, принципов и методов дать студентам
представление о применении качественных и количественных методов
исследований в психологии при решении прикладных вопросов и
реализации практических задач. В пособии предлагаются вопросы и
задания, которые позволяют не только проконтролировать знания
студентов, полученные в ходе изучения дисциплины в рамках аудиторных
занятий, но и активизировать самостоятельную работу обучающихся.
Поиск дополнительной информации, направленной на
расширение и углубление знаний в области качественных и количественных
методов исследований в психологии, а также формирование
умений применять их в ходе решения практических задач способствуют
формированию у студентов компетенций, необходимых
им в дальнейшем для профессиональной деятельности.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………............................................................
1. Количественные и качественные подходы
к психологическим исследованиям …………………………….
2. Индивидуальные качественные методы …………………….
3. Групповые качественные методы …………………………..
4. Фокус-группы …………………………………………………
5. Результаты качественного исследования ……………………
6. Проективные методики, используемые
в групповых качественных методах ……………………………
7. Психометрические характеристики тестов …………………
8. Статистические гипотезы и статистические критерии …….
9. Представление данных при использовании количественных
методов исследования …………………………………………..
Заключение ……………………………………………………..
Рекомендуемая литература ……………………………………
3
5
15
27
41
58
67
75
82
89
98
100
101
Стр.101