Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Качественные и количественные методы исследований в психологии (190,00 руб.)

0   0
Первый авторМайборода Т. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц102
ID603311
АннотацияВ пособии, представляющем курс лекций, рассматривается система основных понятий, а также проблемы, подходы, принципы и методы в области психологии, раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также актуальные прикладные вопросы этой дисциплины
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по магистерской программе: 37.04.01 – Психология
УДК159.9.072
ББК88.37
Майборода, Т. А. Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебное пособие. Направление подготовки 37.04.01 – Психология. Магистерские программы: «Психология в бизнесе», «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Психологическое консультирование». Квалификация выпускника – магистр / Т. А. Майборода .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 102 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603311 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М 14 Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие. <...> Целью освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» является ознакомление студентов с понятийно-терминологическим аппаратом, основными теоретическими постулатами, которые лежат в основе использования качественных и количественных методов исследования современной психологии, с возможностями приложения качественных и количественных методов в практической деятельности психолога, в развитии профессиональных и общенаучных компетенций магистранта по направлению подготовки 37.04.01 – Психология для самостоятельной работы по применению качественных и количественных методов в собственных психологических исследованиях и анализе, полученных в них результатов с применением, в том числе, статистических методов обработки информации. <...> Основные положения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» могут быть использованы в дальнейшем при прохождении преддипломной практики и написании магистерской диссертации. <...> Количественные методы, их характеристика, достоинства и ограничения Научный метод – это способ познания и научного исследования. <...> В психологии есть методы, использование которых происходит только представителями данного направления (например, анализ сновидений в психоанализе) или же методы, которые являются относительно универсальными и используются в своих исследованиях представителями разных школ и направлений (например, наблюдение или тестирование). <...> Количественный подход был разработан в рамках естественнонаучной парадигмы к изучению психики. <...> При построении типологии, классификаций, законов и т.п. широко практикуются математические, количественные методы обработки полученных данных. <...> Количественные методы дают возможность изучить гораздо большее количество испытуемых, чем качественные, а, значит, получить <...>
Качественные_и_количественные_методы_исследований_в_психологии.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Т. А. Майборода КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 37.04.01 – Психология Магистерские программы: «Психология в бизнесе», «Психология экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Психологическое консультирование» Квалификация выпускника – магистр Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 159.9.072 (075.8) ББК 88.37/.52ф я73 М 14 Печатается по решению редакционно-издательского отдела Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. психол. наук, доцент А. Д. Ложечкина, д-р психол. наук, профессор М. И. Плугина (Ставропольский государственный медицинский университет) Майборода Т. А. М 14 Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 102 с. В пособии, представляющем курс лекций, рассматривается система основных понятий, а также проблемы, подходы, принципы и методы в области психологии, раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также актуальные прикладные вопросы этой дисциплины. Предназначено для студентов, обучающихся по магистерской программе: 37.04.01 – Психология. УДК 159.9.072 (075.8) ББК 88.37/.52ф я73 © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ В современном обществе кардинально меняется и значительно усложняется как профессиональная деятельность человека в целом, так и виды профессиональной деятельности. Специфика современной профессиональной деятельности психолога выдвигает ряд требований к нему как субъекту труда и качеству проводимых им исследований. Целью освоения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» является ознакомление студентов с понятийно-терминологическим аппаратом, основными теоретическими постулатами, которые лежат в основе использования качественных и количественных методов исследования современной психологии, с возможностями приложения качественных и количественных методов в практической деятельности психолога, в развитии профессиональных и общенаучных компетенций магистранта по направлению подготовки 37.04.01 – Психология для самостоятельной работы по применению качественных и количественных методов в собственных психологических исследованиях и анализе, полученных в них результатов с применением, в том числе, статистических методов обработки информации. Задачи освоения дисциплины:  ознакомление с понятийно-категориальным аппаратом дисциплины, с кругом доступных психологам качественных и количественных методов исследования, источников данных, исследовательских планов и методов обработки результатов;  овладение критериями оценки качества качественных и количественных методов научных исследований, психометрических инструментов;  формирование целостной системы личностно-профессиональных компетенций в области планирования и организации проведения собственных эмпирических исследований, анализа и интерпретации полученных в них результатов;  формирование умений и навыков визуальных (в том числе, компьютерных) презентаций полученных в исследовании данных. Дисциплина относится к базовой части дисциплин (Б1.Б.3). Ее освоение происходит в 3 семестре. Качественные и количествен3
Стр.3
ные методы исследований в психологии относится к числу фундаментальных дисциплин, формирующих профессиональное мышление будущего психолога и обеспечивающих успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки и их применение в дальнейшей практической деятельности психолога. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Статистические методы в психологии». Основные положения дисциплины «Качественные и количественные методы исследований в психологии» могут быть использованы в дальнейшем при прохождении преддипломной практики и написании магистерской диссертации. Курс направлен на формирование у выпускника магистратуры таких компетенций, как способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3); готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5). Авторский подход к изложению учебного материала заключался в том, чтобы на основе формирования у студентов основных понятий, методологических подходов, принципов и методов дать студентам представление о применении качественных и количественных методов исследований в психологии при решении прикладных вопросов и реализации практических задач. В пособии предлагаются вопросы и задания, которые позволяют не только проконтролировать знания студентов, полученные в ходе изучения дисциплины в рамках аудиторных занятий, но и активизировать самостоятельную работу обучающихся. Поиск дополнительной информации, направленной на расширение и углубление знаний в области качественных и количественных методов исследований в психологии, а также формирование умений применять их в ходе решения практических задач способствуют формированию у студентов компетенций, необходимых им в дальнейшем для профессиональной деятельности. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие …………............................................................ 1. Количественные и качественные подходы к психологическим исследованиям ……………………………. 2. Индивидуальные качественные методы ……………………. 3. Групповые качественные методы ………………………….. 4. Фокус-группы ………………………………………………… 5. Результаты качественного исследования …………………… 6. Проективные методики, используемые в групповых качественных методах …………………………… 7. Психометрические характеристики тестов ………………… 8. Статистические гипотезы и статистические критерии ……. 9. Представление данных при использовании количественных методов исследования ………………………………………….. Заключение …………………………………………………….. Рекомендуемая литература …………………………………… 3 5 15 27 41 58 67 75 82 89 98 100 101
Стр.101

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.