МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Бакунова И. В., Макадей Л. И. <...> ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Специальность 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование Профиль: «Дошкольная дефектология», «Логопедия» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 376.1/4 (075.8) ББК 74.16: 88.4 я73 Б 19 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Н. Н. Волоскова кандидат психологических наук, доцент Э. Г . Абакарова (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» ) Бакунова И. В., Макадей Л. И. <...> Б 19 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. <...> УДК 376.1/4 (075.8) ББК 74.16: 88.4 я73 Авторы: кандидат психологических наук, доцент И. В. Бакунова, кандидат психологических наук, доцент Л. И. Макадей © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 Введение Предлагаемое учебное пособие поможет студентам овладеть методологией психолого-педагогической диагностики и коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья. <...> Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Б3. <...> Основная цель лекционного курса: овладеть приемами выявления особенностей нарушения лиц с ОВЗ для выбора индивидуальной образовательной траектории, с последующей организацией коррекции дефекта на разных этапах онтогенеза. <...> Изучение психолого-педагогической диагностики и коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной подготовке дефектолога является необходимым звеном учебного процесса и способствует решению целого ряда задач: – дать представление <...>
Психолого-педагогическая_диагностика_и_коррекция_лиц_с_ограниченными_возможностями_здоровья.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бакунова И. В., Макадей Л. И.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ
ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 44.03.03 – Специальное
(дефектологическое) образование
Профиль: «Дошкольная дефектология»,
«Логопедия»
Бакалавриат
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 376.1/4 (075.8)
ББК 74.16: 88.4 я73
Б 19
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор Н. Н. Волоскова
кандидат психологических наук, доцент Э. Г
. Абакарова
(ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный
медицинский университет» )
Бакунова И. В., Макадей Л. И.
Б 19 Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
лиц с ограниченными возможностями здоровья:
учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 122 с.
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО; представляет курс лекций.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование.
УДК 376.1/4 (075.8)
ББК 74.16: 88.4 я73
Авторы:
кандидат психологических наук, доцент И. В. Бакунова,
кандидат психологических наук, доцент Л. И. Макадей
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
Стр.2
Введение
Предлагаемое учебное пособие поможет студентам овладеть
методологией психолого-педагогической диагностики и
коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция
лиц с ограниченными возможностями здоровья» (Б3.Б.7)
относится к профессиональному циклу базовой части специальности
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование.
Ее освоение происходит в 5 семестре.
Основная цель лекционного курса: овладеть приемами выявления
особенностей нарушения лиц с ОВЗ для выбора индивидуальной
образовательной траектории, с последующей организацией
коррекции дефекта на разных этапах онтогенеза.
Изучение психолого-педагогической диагностики и коррекции
лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной
подготовке дефектолога является необходимым
звеном учебного процесса и способствует решению целого ряда
задач:
– дать представление о психолого-педагогической диагностике
и коррекции, основных понятиях, методах и методиках;
– сформировать у бакалавров целостное представления о
сути диагностического процесса, об основных методах и методиках
диагностики развития лиц с ОВЗ и технологиях коррекционной
работы с данной категорией людей;
– овладеть умениями использовать современные технологии
сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных
данных, анализировать социально значимые проблемы
и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих
в ходе аномального развития;
– привить навыки проведения психолого-педагогического
обследования для определения хода психического развития
ребёнка, соответствия возрастным нормам, самостоятельной
научно-исследовательской деятельности.
Компетенции, формируемые в ходе изучения дисциплины:
ПК-1 – быть способным применять систему диагностики для
комплексной оценки развития ребенка с ОВЗ и определения
эффективности коррекционно-развивающего воздействия;
3
Учебное
пособие
Стр.3
ПК-2 – быть готовым к комплексной оценке результатов обследования
с целью выбора индивидуальной образовательной
траектории и оказания консультативной помощи лицам с ОВЗ и
их ближайшему окружению.
Для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика
и коррекция лиц с ограниченными возможностями
здоровья» необходимы знания и умения обучающихся, приобретенные
в результате изучения таких предшествующих дисциплин
как «Психология», «Основы нейрофизиологии и ВНД»,
«Специальная психология». Знания, полученные в процессе
реализация дисциплины в учебном процессе, позволят применить
их при дальнейшем изучении таких дисциплин, как «Организация
работы с семьей ребенка с ОВЗ», «Психопатология»,
«Клиника интеллектуальных нарушений».
Изучение лекционного позволит будущим логопедам, дошкольным
дефектологам с помощью полученных знаний проводить
анализ результатов медико-психолого-педагогического
обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных
(клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений
в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной
диагностики, а также реализовывать коррекционно-развивающие
программы на основе личностно-ориентированного
и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с
ОВЗ.
4
Бакунова И. В.
Макадей Л. И.
Стр.4
Содержание
3 Введение
Раздел 1. Теоретико-методологические основы
психолого-педагогической диагностики и коррекции
лиц с ограниченными возможностями здоровья
5 1. Теоретические основы психолого-педагогической
диагностики и коррекции развития лиц с ОВЗ
13 2. История становления психолого-педагогической
диагностики и коррекции развития лиц с ОВЗ
Раздел 2. Психодиагностическое изучение лиц
с ОВЗ на разных возрастных этапах
25 3. Классификация методов психолого-педагогической
диагностики лиц с ОВЗ
38 4. Психолого-педагогическая диагностика развития
детей с ОВЗ
49 5. Психолого-педагогическая диагностика развития
взрослых с ОВЗ
Раздел 3. Психокоррекционная работа с лицами
с ОВЗ на разных возрастных этапах
67 6. Основные направления психолого-педагогической
коррекции лиц с ОВЗ
81 7. Методы психолого-педагогической коррекции лиц
с ОВЗ
97 8. Психолого-педагогическая коррекция детей с ОВЗ
108 9. Психолого-педагогическая коррекция взрослых
с ОВЗ
118 Заключение
119 Литература
121
Учебное
пособие
Стр.121