Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024
Философские науки  / №6 2013

ПОДОЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСергодеева
Страниц4
ID601121
АннотацияПодозрение как рефлексивность Подозрение, несмотря на очевидные негативные коннотации, связанные как с юридическим контекстом этого термина, так и с собственно эмоциональными переживаниями каждого, очутившегося на месте подозревающего или подозреваемого в обычной жизненной ситуации, играет значительную роль в развитии философии, человеческого разума вообще и, в конечном счете, в самоопределении и самопрезентации человека в культуре. Аристотель, определив удивление в качестве одного из источников философии, подчеркивал ее изначальную рефлексивность, способность подвергать сомнению не только «здравый смысл», инструментальное знание, опыт, но и саму себя, свои методы, роль и значение (можно даже сказать, злободневность) для текущих социальных и культурных событий. Как пишет В.С. Библер, «философия есть по определению (в своем начале), критика мифа. Философия... критикует не частные истины или теории, она – культура сомнения в существующей логике, в ее всеобщности, культура сомнения в «само-собой-разумеется», в самих критериях истинности (в мифе). Это – критика мысли в ее тождестве с бытием»
Сергодеева, Е.А. ПОДОЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / Е.А. Сергодеева // Философские науки .— 2013 .— №6 .— С. 21-24 .— URL: https://rucont.ru/efd/601121 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Истоки и метаморфозы генезиса ПОДОЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Е.А. <...> СЕРГОДЕЕВА Подозрение как рефлексивность Подозрение, несмотря на очевидные негативные коннотации, связанные как с юридическим контекстом этого термина, так и с собственно эмоциональными переживаниями каждого, очутившегося на месте подозревающего или подозреваемого в обычной жизненной ситуации, играет значительную роль в развитии философии, человеческого разума вообще и, в конечном счете, в самоопределении и самопрезентации человека в культуре. <...> Аристотель, определив удивление в качестве одного из источников философии, подчеркивал ее изначальную рефлексивность, способность подвергать сомнению не только «здравый смысл», инструментальное знание, опыт, но и саму себя, свои методы, роль и значение (можно даже сказать, злободневность) для текущих социальных и культурных событий. <...> Как пишет В.С. Библер, «философия есть по определению (в своем начале), критика мифа. <...> Философия. критикует не частные истины или теории, она – культура сомнения в существующей логике, в ее всеобщности, культура сомнения в «самособойразумеется», в самих критериях истинностимифе). <...> Это – критика мысли в ее тождестве с бытием»1 Классическая античная философия, особенно у Аристотеля, опре. деляется как рациональнометодологическое сознание. <...> Она состоит в разработке и обосновании средств и форм разумной деятельности мышления, которое противопоставляется хаотическому движению мысли, подверженной эмоциональным импульсам и догматическим структурам верований. <...> Однако при этом философский разум предполагает этическое и эстетическое измерения, мысль сопрягается с нравственным усилием, поэтому удивление вовсе не сводится к «спокойному» рациональному сомнению и не исчерпывается даже эмоционально окрашенным недоверием. <...> Рациональность, формирующаяся в виде философского разума, выступает не только как критика традиционной мифологии <...>