Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Новое детство (462,00 руб.)

0   0
Первый авторУденхофен Нико ван
АвторыВазир Рекха
ИздательствоМ.: Университетская книга
Страниц178
ID590615
АннотацияРассмотрены основные потребности детей конца XX - начала XXI в. Приведены результаты социологических исследований в этой области, проведенных в разных странах.
Кому рекомендованоДля специалистов социальных служб, работников детских учреждений, студентов средних специальных и высших педагогических учебных заведений. Может быть использована при повышении квалификации преподавателей, учителей и воспитателей. Может быть интересны молодым родителям
ISBN978-5-98699-126-9
УДК373
ББК74.00
Уденхофен, Н. Новое детство : как изменились условия и потребности жизни детей / Р. Вазир; Н. Уденхофен .— Москва : Университетская книга, 2010 .— 178 с. — ISBN 978-5-98699-126-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/590615 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

НОВОЕ ДЕТСТВО НИКО ВАН УДЕНХОВЕН РЕКХА ВАЗИР НОВОЕ ДЕТСТВО КАК ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ Москва Университетская книга 2010 УДК 373 ББК 74.00 У28 Настоящее издание подготовлено и выпущено в свет при поддержке Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк) Авторы Нико ван Уденховен, Рекха Вазир При участии Аумы Оквани и Рутгера ван Уденховена Редакционный коллектив И.Д. Фрумин, Т.Г. Шмис, Б.Д. Эльконин Уденховен Нико ван У28 Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей / Нико ван Уденховен, Рекха Вазир. <...> ISBN 978-5-98699-126-9 Рассмотрены новые потребности детей конца XX – начала XXI века. <...> Приведены результаты социологических исследований, проведенных в этой области в Индии, Кении, Нидерландах, Никарагуа. <...> Раскрыта роль Конвенции о правах ребенка 1989 года в регулировании отношений между детьми и обществом. <...> Проанализированы новые явления в жизни детей: неравномерное распространение «власти девочек», выстраивание коммуникации в обход традиционных медиаторов, слияние реальности и виртуальности, воздействие глобальных стилей жизни. <...> 125 Глава 6 Дети, исследования детства и новые возникающие потребности . <...> 135 Глава 7 Возможные подходы к новым возникающим потребностям детей . <...> Мы благодарим директоров и сотрудников подразделений этой организации в Индии, Кении и Никарагуа за помощь при работе в этих странах. <...> Их много – это представители НКО, профессионалы в области социальной помощи, специалисты из средств массовой коммуникации и политики разных стран и, конечно, наши коллеги из International Centre for Child and Youth Studies (ICCYS) и International Child Development Initiatives (ICDI), к которым мы обращались за советами и помощью. <...> Особо выделим Ауму Оквани и Рутгера ван Уденховена за их вклад в виде исследований по Кении и Никарагуа, Йордана Иоссифова за ценные материалы по ситуации с детьми, живущими в болгарских приютах, и Линду Херера за подробные и вдумчивые комментарии к тексту. <...> Но в первую очередь мы хотим <...>
Новое_детство.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.173
Стр.174
Стр.175
Стр.176
Стр.177
Стр.178
Новое_детство.pdf
НОВОЕ ДЕТСТВО
Стр.1
Стр.2
НИКО ВАН УДЕНХОВЕН РЕКХА ВАЗИР НОВОЕ ДЕТСТВО КАК ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ Москва Университетская книга 2010
Стр.3
УДК 373 ББК 74.00 Ó28 Настоящее издание подготовлено и выпущено в свет при поддержке Международного банка реконструкции и развития (Всемирный банк) Авторы Нико ван Уденховен, Рекха Вазир При участии Аумы Оквани и Рутгера ван Уденховена Редакционный коллектив È.Ä. Ôðóìèí, Ò.Ã. Øìèñ, Á.Ä. Эльконин Уденховен Нико ван У28 Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей / Нико ван Уденховен, Рекха Âàçèð. – Ì.: Университетская êíèãà, 2010. – 184 ñ. ISBN 978-5-98699-126-9 Рассмотрены новые потребности детей конца XX – начала XXI века. Приведены результаты социологических исследований, проведенных в этой области в Индии, Кении, Нидерландах, Никарагуа. Раскрыта роль Конвенции о правах ребенка 1989 года в регулировании отношений между детьми и обществом. Проанализированы новые явления в жизни детей: неравномерное распространение «власти девочек», выстраивание коммуникации в обход традиционных медиаторов, слияние реальности и виртуальности, воздействие глобальных стилей жизни. Для специалистов социальных служб, работников детских учреждений, студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Может использоваться при повышении квалификации преподавателей, учителей и воспитателей. Представляет интерес для молодых родителей. УДК 373 ББК 74.00 ISBN 978-5-98699-126-9 © Уденховен Нико ван, Вазир Рекха, 2010 © Всемирный банк, 2010 © Университетская книга, 2010
Стр.4
Оглавление Благодарности ............................................................................................... 7 Предисловие к русскому изданию ............................................................... 9 Дорожная карта ...........................................................................................11 Глава 1 Медленное пробуждение ............................................................. 19 Глава 2 Каковы новые возникающие потребности? ................................31 Глава 3 Методологическое отступление ................................................... 43 Глава 4 Конкретные социологические исследования .............................. 49 Индия ............................................................................................ 51 Рекха Вазир Кения .............................................................................................66 Аума Оквани Нидерланды .................................................................................. 76 Нико ван Уденховен Никарагуа ...................................................................................... 86 Рутгер ван Уденховен ...............................................................86 Глава 5 Новые ñôåðû, новые ïîòðåáíîñòè.............................................. 97 Соблюдение Конвенции о правах ребенка ................................ 99 Неравномерное распространение «власти девочек» (girl power) .................................................................................. 105 Выстраивание коммуникации в обход традиционных ìåäèàòîðîâ....................................................................................111 Слияние реальности, виртуальности и невозможного ............ 116 Выход в новые области ............................................................. 120 Воздействие глобальных стилей жизни ................................... 125 Глава 6 Дети, исследования детства и новые возникающие потребности ..................................................................................135 Глава 7 Возможные подходы к новым возникающим потребностям детей .................................................................... 159
Стр.5
Возможные подходы к новым возникающим потребностям детей 173 больших усилий ума, развитого гражданского сознания и фундаментального образования. Они не смогут стать такими. Им необходима поддержка. С нашей точки зрения, заинтересованный взрослый может стать ключевой фигурой социального окружения и помочь детям адекватно реагировать на НВП. В дальнейшем это позволит им жить и работать в безопасной среде, вести здоровый образ жизни и т.д. Такое окружение станет для них буфером, чтобы помочь в нужный момент сформулировать возражения относительно НВП. Для всех детей будет существовать цепь взрослых, включая членов семьи и близких друзей, готовых помочь им во всем, напомнить об их реальном потенциале и направить по правильному пути. Конечно, детям нужны будут учителя и социальные работники, которые являются адвокатами такого ïîäõîäà, и ровесники (Pittman, 2005). Именно такой тип отношений объясняет эффективность работы «семейных тренеров», которые помогают молодым и проблемным семьям сохранить свой домашний очаг (Bransen, Planije and Wolf, 2003). Многие страны уже ïðèçíàþò, что родительские любовь и забота являются лучшей средой для формирования личности, поскольку опираются на комплекс социальных взаимодействий (Shafer, 2005). Cоздание «человеческой цепи» – один из возможных путей разрешения парадокса Баумоля, но вопрос, следует это делать добровольно или на основе обязательств, остается открытым. Слышны призывы ввести обязательные правила для усиления социальной ответственности (Benjaminse, 2005), однако добровольные äåéñòâèÿ, безусловно, предпочтительны и существенно более устойчивы. В качестве примера можно привести бейсбол для детей в США. Он считается одной из самых мощных сил, поскольку команды, организованные по месту жительства, в выходные дни удивительно гармонично собирают вместе мальчиков и девочек, мужчин и женщин, иммигрантов и представителей титульной нации, и все это делается на добровольной основе (Elliot, 1997). Такое спонтанное взаимодействие с детьми напоминает то, что Бронфенбреннер с восхищением наблюдал в Советском Союзе в конце 60-х годов прошлого столетия, и то, что он считал необходимым для детей в США (Bronfenbrenner, 1971). Мы бы хотели äîáàâèòü, что детям в любой стране необходима такая «человеческая цепь», чтобы их не накрыла лавина НВП.
Стр.173
174 Глава 7 Для того чтобы помочь им выстоять, необходимо, на наш взгляд, предпринять следующее. Разработайте единую стратегию Разработайте единую стратегию по вопросам детства, которая бы включала цели, методы и способы их достижения, ресурсы и т.д. Используйте Конвенцию о правах ребенка в качестве правовой основы для создания такой стратегии. Держите ребенка в центре внимания Сделайте так, чтобы каждое действие, направленное на детей, приносило пользу, оцените политику государства относительно вопросов детства. Привлекайте всех заинтересованных лиц Привлеките детей, дайте полномочия взрослым, которые ближе всего к детям, особенно родителям, сотрудничайте с НКО, профессионалами, средствами массовой информации, задействуйте органы власти. Определите круг проблем, связанных с детьми Включите сюда все проблемы, касающиеся детей, разработайте их определения, которые были бы достаточно точными для использования и в практическом, и в теоретическом контексте. Уделите особое внимание превентивным мерам Разработайте широкую превентивную программу, нацеленную на все население; определите факторы риска для детей. Будьте внимательны к национальным культурным аспектам Считайтесь с национальными культурными различиями, связанными с детьми, избегайте использования культурных барьеров как причины бездействия, учтите, что культура и традиция являются комплексным явлением и тоже претерпевают изменения, привлекайте к решению насущных вопросов все этнические группы и национальные меньшинства.
Стр.174
Возможные подходы к новым возникающим потребностям детей 175 Собирайте данные последовательно, систематически и периодически Регулярно проводите опросы по ключевым вопросам развития детей, используйте данные мониторинга и информируйте общественность. Следите за конъюнктурой Реагируйте на потребности, о которых говорят дети и воспитатели, и вовлекайте их, насколько это возможно, в решение насущных проблем, стимулируйте и пропагандируйте исследование в этих областях. Принимайте помощь Поддерживайте местные инициативы, привлекайте государственные и волонтерские организации. Мы понимаем, что предложенные рекомендации не новы, но считаем, что они остаются актуальными. Здоровье детей, социальные отношения, образование, питание, детская сексуальность и т.д. не могут рассматриваться отдельно, это комплекс. Не случайно Швеция, где это давно поняли, является самой безопасной страной в мире для детей и самой «дружественной для ìàòåðåé» (UNICEF, 2000; Save the Children USA, 2003). Здесь выполняются все требования Конвенции о правах ребенка. В других странах Конвенция в лучшем случае применяется выборочно, и детей воспринимают как одну из групп населения среди прочих, нуждающихся во внимании и выделении ресурсов. Детей все еще от многого нужно защищать. Так, в Нидерландах нет запрета на продажу алкоголя у касс супермаркетов. В Латинской Америке дети подвергаются постоянному разрушающему нейрологическому воздействию клея Resistol, который используется в обувной промышленности. Производители клея в Северной Америке отказываются заменить вредный ингредиент (толизол) в своей продукции, несмотря на то что это можно сделать при небольших затратах, и отказываются от какой-либо ответственности. Их аргументы таковы: «Мы не продаем свою продукцию детям. Мы продаем ее фирмам, которые занимаются производством товара. Если люди, взрослые или дети, получают к товару незаконный доступ, это нас не êàñàåòñÿ» (Jeffrey, 1995). К сожалению, примеры подобного отношения есть почти в каждой стране мира.
Стр.175
176 Глава 7 Наша задача – решать те проблемы, о которых мы рассказывали. Мы должны рассмотреть ситуации, в которых все, включая детей, точно знают свои права и могут их отстаивать даже при отсутствии ресурсов. Именно в таком ключе необходимо проводить дискуссии о потребностях детей – старых или новых – и дальше совершать конкретные действия. В Африке ни одно племя не имело более грозных и умных воинов, чем могущественные мозаи. Поэтому удивительным кажется то, что традиционное приветствие, которым они обменивались, было òàêèì: «Kasserian ingera?» («Êàê ваши äåòè?»). Оно все еще остается в силе, что свидетельствует о высокой ценности благополучия каждого ребенка в этом племени. Даже те воины, у которых нет äåòåé, на него îòâå÷àþò: «Sapati ingera» («Ó детей все õîðîøî»).
Стр.176
Стр.177
Научное издание Авторы исследования Уденховен Нико ван Вазир Рекха При участии Аумы Оквани и Рутгера ван Уденховен Редакционный коллектив Фрумин Исак Давидович Шмис Тигран Гамлетович Эльконин Борис Даниилович НОВОЕ ДЕТСТВО КАК ИЗМЕНИЛИСЬ УСЛОВИЯ И ПОТРЕБНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ Редактор С.А. Чегодаева Корректоры Е.Б. Гранина, С.Ю. Градинарь Компьютерная верстка И.В. Кравченко Оформление А.Б. Дунаевой Подписано в печать 12.03.2010. Формат 70х100/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 11,5. Тираж 1000 экз. Заказ Литературное агентство «Университетская книга» 105120, Ìîñêâà, óë. Нижняя Сыромятническая, ä. 5/7, ñòð. 8
Стр.178