Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Субъект в истории: онтологический дискурс (110,00 руб.)

0   0
АвторыПогорельчик Анастасия Вячеславовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц30
ID590436
АннотацияНастоящее учебно-методическое пособие для вузов посвящено рас- смотрению основных субъектов исторического процесса, их становления и развития. Пособие состоит из трех разделов, в которых подробно освещаются различные аспекты существования и деятельности наиболее значительных субъектов истории.
Кому рекомендованоРекомендовано магистрам 1-го курса очной формы обучения факультета философии и психологии ВГУ.
Субъект в истории: онтологический дискурс / А.В. Погорельчик .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 30 с. — 30 c. — URL: https://rucont.ru/efd/590436 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А. В. Погорельчик СУБЪЕКТ В ИСТОРИИ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 октября 2015 г., протокол № 1400-08 Рецензент – канд. филос. наук, преп. кафедры истории философии И. А. Журавлева Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре онтологии и теории познания факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Субъект в истории: онтологический дискурс» относится к дисциплинам цикла Б1 (Гуманитарный, социальный и экономический циклы) ФГОС по направлению 47.04.01 Философия и входит в базовую его часть, являясь обязательной дисциплиной. <...> Цели и задачи дисциплины: 1) формирование представления о развитии и сущности различных субъектов исторического процесса; 2) овладение базовыми принципами и приемами социальнофилософского познания; 3) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. <...> В результате освоения дисциплины «Субъект в истории: онтологический дискурс» студенты должны: знать: – основные социально-философские идеи, отражающие сущность исторического процесса; – проблемы формирования и развития субъектов исторического процесса; – сущность базовых подходов к рассмотрению различных проблем существования субъекта в истории. уметь: – грамотно работать с оригинальными и адаптированными текстами; – структурно и логично формулировать философские проблемы, системно выстраивать рассуждение и осуществлять сопутствующий их решению анализ. владеть: – основными категориями и методами социальной философии; – критериями выбора общенаучных и философских методик. <...> Пособие состоит из трех разделов, в которых <...>
Субъект_в_истории_онтологический_дискурс.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Субъект_в_истории_онтологический_дискурс.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» А. В. Погорельчик СУБЪЕКТ В ИСТОРИИ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Учебно-методическое пособие Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дисциплина «Субъект в истории: онтологический дискурс» относится к дисциплинам цикла Б1 (Гуманитарный, социальный и экономический циклы) ФГОС по направлению 47.04.01 Философия и входит в базовую его часть, являясь обязательной дисциплиной. Цели и задачи дисциплины: 1) формирование представления о развитии и сущности различных субъектов исторического процесса; 2) овладение базовыми принципами и приемами социальнофилософского познания; 3) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. В результате освоения дисциплины «Субъект в истории: онтологический дискурс» студенты должны: знать: – основные социально-философские идеи, отражающие сущность исторического процесса; – проблемы формирования и развития субъектов исторического процесса; – сущность базовых подходов к рассмотрению различных проблем существования субъекта в истории. уметь: – грамотно работать с оригинальными и адаптированными текстами; – структурно и логично формулировать философские проблемы, системно выстраивать рассуждение и осуществлять сопутствующий их решению анализ. владеть: – основными категориями и методами социальной философии; – критериями выбора общенаучных и философских методик. Настоящее учебно-методическое пособие для вузов посвящено рассмотрению основных субъектов исторического процесса, их становления и развития. Пособие состоит из трех разделов, в которых подробно освещаются различные аспекты существования и деятельности наиболее значительных субъектов истории. Каждый раздел включает в себя основные понятия, вопросы для обсуждения, темы докладов и рефератов и снабжен списком основной и дополнительной литературы. В первом разделе рассматриваются традиционные субъекты исторического процесса: элиты, классы, толпа и этнические общности. 3
Стр.3
Антагонистическими являются прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы – рабовладельцы, крестьяне – феодалы, пролетарии – буржуазия. По мнению сторонников данного подхода, почва для классовых столкновений исчезает с построением социалистического общества. Основные представители классового подхода: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период. Народ, включая в себя в качестве главных элементов непосредственных производителей – трудящихся, неэксплуататорские группы населения, тем не менее, не может быть сведен всегда к этим классам и слоям. Марксизм считает народные массы решающей силой истории: они создают все материальные и значительную часть духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования общества; они развивают производство; они совершают революции. Роль народных масс возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразований. Отчуждение – объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, довлеющую над ним враждебную ему силу. Отчуждение порождено соответствующим типом социальных взаимоотношений, при котором отношения между людьми подменяются отношением между вещами. Неизбежное следствие этого – фетишизация предметного мира. Отчуждение проявляется в господстве овеществленного труда над живым трудом, в превращении субъекта в объект манипуляции, в отсутствии контроля производителя над результатами труда. Субъективно отчуждение проявляется в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, атрофии высших социальных и гуманитарных ценностей. Толпа – основной объект исследования в рамках социальнопсихологического подхода к массовым явлениям. Толпа – эмпирически фиксируемое большое количество людей, собранное в одном месте в одно время, психологическая общность людей, возникающая при их непосредственном взаимодействии. В толпе нивелируются такие объективно существующие различия между людьми, как социальный статус, национальность, профессия и т. д. В толпе стирается индивидуальное своеобразие входящих в нее субъектов, она представляет собой некое коллективное «Я», однородное человеческое тело. 6
Стр.6
Причины формирования новых качеств индивида в толпе: 1) осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ее анонимность ведут к исчезновению чувства ответственности у индивидов в толпе; 2) «заразительность» – каждое действие в толпе заразительно и многократно усиливается при его повторении большим числом людей (феномен «циркулярной реакции»); 3) восприимчивость к внушению; 4) способность к подражанию – имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп. «Героя» и «толпы» теории – соотношения лидера (политического) и группы (самых высоких степеней общности) в социологическом аспекте, личности и народных масс в истории (социальной) и, наконец, «героя» и «толпы» в аспектах политологии и политической психологии. Теория «героев» как движущей силы истории выявлялась в промежуток между 40-ми гг. XIX в. и 40-ми гг. XX в. Она связана с именами М. Штирнера, Т. Карлейля, П. Л. Лаврова и Н. Михайловского. Мировая война потрясла веру в культ героев, «потерянное поколение» 30-х гг. отвергло этот культ и обслуживающие его теории целиком. В 40-х гг. укрепилась практика тоталитаризма, когда, по замечанию Х. Арендт, устраняется любая дистанция между правителем и управляемыми. Нация – тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. О. Бауэр считает, что нация – это вся совокупность людей, связанных с общностью характера на почве общности судьбы. Р. Шпрингер полагает, что нация – это культурная общность, союз одинаково мыслящих и говорящих личностей. Н. А. Бердяев определяет нацию как единство исторической судьбы, и осознание этой судьбы и есть национальное сознание. Нация характеризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада, культуры и самосознания. Национализм – это идеология, психология, социальная политика, мировоззрение и политика социального подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, разжигание межнациональной розни и конфликтов. Интернационализм – взгляды и политика, выражающие совпадение коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств, наций, народов. 7
Стр.7
Темы для обсуждения 1. Сравнительный анализ теорий элит. 2. Представления о массах в рамках классового подхода. Классы и народные массы. Проблема научности понятия «народные массы». 3. Анализ факторов, нивелирующих индивидуальное «Я» в толпе. 4. Анализ характера поведения толпы. 5. Роль лидера (вождя) в формировании и деятельности толпы. 6. Роль толпы в историческом процессе. 7. Типология лидеров толпы. 8. Формирование и развитие нации – от народности к нации. Темы докладов и рефератов 1. Сравнительный анализ фигуры вождя толпы в концепциях Г. Лебона и З. Фрейда. 2. Общее и особенное в психологии масс Г. Лебона и Г. Тарда. 3. Анализ феномена массовизации в историческом развитии. 4. Историко-философский анализ феномена отчуждения. 5. Роль массы в концепции А. Дж. Тойнби. 6. Феномен массовых явлений в концепции С. Сигеле. 7. Анализ развития нации в философии марксизма. 8
Стр.8
Основная литература 1. Бучило Н. Ф. История и философия науки : учебник / Н. Ф. Бучило. – М. : Проспект, 2014. – С. 290–375. 2. Гуревич П. С. Философия : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт, 2012. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element. php?pl1_cid=25&pl1_id=3625 (дата обращения: 31.01.2014). 3. Лавриненко В. Н. Философия : учебник / В. Н. Лавриненко. – М. : Юнити-Дана, 2012. – С. 550–680. Дополнительная литература 1. Андерсен П. Размышления о западном марксизме / П. Андерсен. – М. : Интер-Версо, 1991. – 268 с. 2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М. : Академ-книга, 2002. – 456 с. 3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М. : Республика : Культурная революция, 2006. – 268 с. 4. Гладышев С. А. Как выжить в толпе и остаться самим собой / С. А. Гладышев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 384 с. 5. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – Минск : Харвест; М. : АСТ, 2000. – 320 с. 6. Маркс К. К еврейскому вопросу / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1954. – Т. 1. – С. 382–413. 7. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. – Т. 3. – С. 7–544. 8. Маркс К. Капитал : критика политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1960. – Т. 23. – С. 5–900. 9. Московичи С. Век толп / С. Московичи. – М. : Центр психологии и психотерапии, 1996. – 480 с. 10. Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. – М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. – 556 с. 11. Нарский И. С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К. Маркса / И. С. Нарский. – М. : Мысль, 1983. – 144 с. 12. Ольшанский Д. Психология масс / Д. Ольшанский. – СПб. : Питер, 2001. – 368 с. 13. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник / А. Л. Свенцицкий. – М. : Проспект, 2003. – 336 с. 9
Стр.9
14. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии / С. Сигеле // Преступная толпа. – М. : Институт психологии РАН : КСП+, 1999. – С. 11–116. 15. Сурова Е. О. Европеец «отчужденный» : персоналистская личность / Е. О. Сурова. – СПб. : Изд-во СПбУ, 2004. – 280 с. 16. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард // Психология толпы. – М. : 1999. – С. 257–408. 17. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М. : Рольф, 2001. – 730 с. 18. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд // Преступная толпа. – М. : Институт психологии РАН : КСП+, 1999. – С. 117–194. 19. Чернов Г. Ю. Социально-массовые явления : исследовательские подходы / Г. Ю. Чернов. – Дубна : Феникс+, 2002. – 208 с. 20. Ясперс К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. – М. : Алгоритм, 2008. – 272 с. 10
Стр.10