МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
А. В. Погорельчик
СУБЪЕКТ В ИСТОРИИ:
ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Учебно-методическое пособие
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
Стр.1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Субъект в истории: онтологический дискурс» относится
к дисциплинам цикла Б1 (Гуманитарный, социальный и экономический
циклы) ФГОС по направлению 47.04.01 Философия и входит в базовую его
часть, являясь обязательной дисциплиной.
Цели и задачи дисциплины:
1) формирование представления о развитии и сущности различных
субъектов исторического процесса;
2) овладение базовыми принципами и приемами социальнофилософского
познания;
3) выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными
философскими текстами.
В результате освоения дисциплины «Субъект в истории: онтологический
дискурс» студенты должны:
знать:
– основные социально-философские идеи, отражающие сущность исторического
процесса;
– проблемы формирования и развития субъектов исторического процесса;
–
сущность базовых подходов к рассмотрению различных проблем существования
субъекта в истории.
уметь:
– грамотно работать с оригинальными и адаптированными текстами;
– структурно и логично формулировать философские проблемы, системно
выстраивать рассуждение и осуществлять сопутствующий их решению
анализ.
владеть:
– основными категориями и методами социальной философии;
– критериями выбора общенаучных и философских методик.
Настоящее учебно-методическое пособие для вузов посвящено рассмотрению
основных субъектов исторического процесса, их становления и
развития. Пособие состоит из трех разделов, в которых подробно освещаются
различные аспекты существования и деятельности наиболее значительных
субъектов истории.
Каждый раздел включает в себя основные понятия, вопросы для обсуждения,
темы докладов и рефератов и снабжен списком основной и дополнительной
литературы.
В первом разделе рассматриваются традиционные субъекты исторического
процесса: элиты, классы, толпа и этнические общности.
3
Стр.3
Антагонистическими являются прежде всего взаимоотношения между основными
классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека
человеком: рабы – рабовладельцы, крестьяне – феодалы, пролетарии – буржуазия.
По мнению сторонников данного подхода, почва для классовых
столкновений исчезает с построением социалистического общества.
Основные представители классового подхода: К. Маркс, Ф. Энгельс,
В. И. Ленин.
Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в
себя те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению
способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития
данной страны в данный период. Народ, включая в себя в качестве
главных элементов непосредственных производителей – трудящихся, неэксплуататорские
группы населения, тем не менее, не может быть сведен
всегда к этим классам и слоям. Марксизм считает народные массы решающей
силой истории: они создают все материальные и значительную часть
духовных благ, обеспечивая этим решающие условия существования общества;
они развивают производство; они совершают революции. Роль народных
масс возрастает с увеличением глубины и масштабов социальных преобразований.
Отчуждение
– объективный социальный процесс, характеризующийся
превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную,
довлеющую над ним враждебную ему силу. Отчуждение порождено
соответствующим типом социальных взаимоотношений, при котором
отношения между людьми подменяются отношением между вещами.
Неизбежное следствие этого – фетишизация предметного мира. Отчуждение
проявляется в господстве овеществленного труда над живым трудом,
в превращении субъекта в объект манипуляции, в отсутствии контроля
производителя над результатами труда. Субъективно отчуждение проявляется
в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, атрофии высших социальных
и гуманитарных ценностей.
Толпа – основной объект исследования в рамках социальнопсихологического
подхода к массовым явлениям. Толпа – эмпирически
фиксируемое большое количество людей, собранное в одном месте в одно
время, психологическая общность людей, возникающая при их непосредственном
взаимодействии. В толпе нивелируются такие объективно существующие
различия между людьми, как социальный статус, национальность,
профессия и т. д. В толпе стирается индивидуальное своеобразие входящих
в нее субъектов, она представляет собой некое коллективное «Я», однородное
человеческое тело.
6
Стр.6
Причины формирования новых качеств индивида в толпе:
1) осознание численности, иллюзия всемогущества толпы и ее анонимность
ведут к исчезновению чувства ответственности у индивидов в толпе;
2) «заразительность» – каждое действие в толпе заразительно и многократно
усиливается при его повторении большим числом людей (феномен
«циркулярной реакции»);
3) восприимчивость к внушению;
4) способность к подражанию – имманентно свойственное человеку
стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов
и групп.
«Героя» и «толпы» теории – соотношения лидера (политического) и
группы (самых высоких степеней общности) в социологическом аспекте,
личности и народных масс в истории (социальной) и, наконец, «героя» и
«толпы» в аспектах политологии и политической психологии.
Теория «героев» как движущей силы истории выявлялась в промежуток
между 40-ми гг. XIX в. и 40-ми гг. XX в. Она связана с именами
М. Штирнера, Т. Карлейля, П. Л. Лаврова и Н. Михайловского. Мировая
война потрясла веру в культ героев, «потерянное поколение» 30-х гг. отвергло
этот культ и обслуживающие его теории целиком. В 40-х гг. укрепилась
практика тоталитаризма, когда, по замечанию Х. Арендт, устраняется
любая дистанция между правителем и управляемыми.
Нация – тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая
и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.
О. Бауэр считает, что нация – это вся совокупность людей, связанных с
общностью характера на почве общности судьбы. Р. Шпрингер полагает,
что нация – это культурная общность, союз одинаково мыслящих и говорящих
личностей. Н. А. Бердяев определяет нацию как единство исторической
судьбы, и осознание этой судьбы и есть национальное сознание.
Нация характеризуется общностью территории, языка, экономических
связей, психического склада, культуры и самосознания.
Национализм – это идеология, психология, социальная политика, мировоззрение
и политика социального подчинения одних наций другим, проповедь
национальной исключительности, разжигание межнациональной
розни и конфликтов.
Интернационализм – взгляды и политика, выражающие совпадение
коренных интересов или стремление к объединению усилий разных государств,
наций, народов.
7
Стр.7
Темы для обсуждения
1. Сравнительный анализ теорий элит.
2. Представления о массах в рамках классового подхода. Классы и народные
массы. Проблема научности понятия «народные массы».
3. Анализ факторов, нивелирующих индивидуальное «Я» в толпе.
4. Анализ характера поведения толпы.
5. Роль лидера (вождя) в формировании и деятельности толпы.
6. Роль толпы в историческом процессе.
7. Типология лидеров толпы.
8. Формирование и развитие нации – от народности к нации.
Темы докладов и рефератов
1. Сравнительный анализ фигуры вождя толпы в концепциях Г. Лебона
и З. Фрейда.
2. Общее и особенное в психологии масс Г. Лебона и Г. Тарда.
3. Анализ феномена массовизации в историческом развитии.
4. Историко-философский анализ феномена отчуждения.
5. Роль массы в концепции А. Дж. Тойнби.
6. Феномен массовых явлений в концепции С. Сигеле.
7. Анализ развития нации в философии марксизма.
8
Стр.8
Основная литература
1. Бучило Н. Ф. История и философия науки : учебник / Н. Ф. Бучило.
– М. : Проспект, 2014. – С. 290–375.
2. Гуревич П. С. Философия : учебник / П. С. Гуревич. – М. : Юрайт,
2012. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.
php?pl1_cid=25&pl1_id=3625 (дата обращения: 31.01.2014).
3. Лавриненко В. Н. Философия : учебник / В. Н. Лавриненко. – М. :
Юнити-Дана, 2012. – С. 550–680.
Дополнительная литература
1. Андерсен П. Размышления о западном марксизме / П. Андерсен. –
М. : Интер-Версо, 1991. – 268 с.
2. Барулин В. С. Основы социально-философской антропологии /
В. С. Барулин. – М. : Академ-книга, 2002. – 456 с.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры /
Ж. Бодрийяр. – М. : Республика : Культурная революция, 2006. –
268 с.
4. Гладышев С. А. Как выжить в толпе и остаться самим собой /
С. А. Гладышев. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 384 с.
5. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. – Минск : Харвест;
М. : АСТ, 2000. – 320 с.
6. Маркс К. К еврейскому вопросу / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в
50 т. – М. : Государственное издательство политической литературы,
1954. – Т. 1. – С. 382–413.
7. Маркс К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. : в
50 т. – М. : Государственное издательство политической литературы,
1955. – Т. 3. – С. 7–544.
8. Маркс К. Капитал : критика политической экономии / К. Маркс,
Ф. Энгельс // Соч. : в 50 т. – М. : Государственное издательство политической
литературы, 1960. – Т. 23. – С. 5–900.
9. Московичи С. Век толп / С. Московичи. – М. : Центр психологии и
психотерапии, 1996. – 480 с.
10. Московичи С. Машина, творящая богов / С. Московичи. – М. :
Центр психологии и психотерапии, 1998. – 556 с.
11. Нарский И. С. Отчуждение и труд. По страницам произведений
К. Маркса / И. С. Нарский. – М. : Мысль, 1983. – 144 с.
12. Ольшанский Д. Психология масс / Д. Ольшанский. – СПб. : Питер,
2001. – 368 с.
13. Свенцицкий А. Л. Социальная психология : учебник / А. Л. Свенцицкий.
– М. : Проспект, 2003. – 336 с.
9
Стр.9
14. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии /
С. Сигеле // Преступная толпа. – М. : Институт психологии РАН :
КСП+, 1999. – С. 11–116.
15. Сурова Е. О. Европеец «отчужденный» : персоналистская личность
/ Е. О. Сурова. – СПб. : Изд-во СПбУ, 2004. – 280 с.
16. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард // Психология толпы.
– М. : 1999. – С. 257–408.
17. Тойнби А. Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М. : Рольф,
2001. – 730 с.
18. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд //
Преступная толпа. – М. : Институт психологии РАН : КСП+,
1999. – С. 117–194.
19. Чернов Г. Ю. Социально-массовые явления : исследовательские
подходы / Г. Ю. Чернов. – Дубна : Феникс+, 2002. – 208 с.
20. Ясперс К. Призрак толпы / К. Ясперс, Ж. Бодрийяр. – М. : Алгоритм,
2008. – 272 с.
10
Стр.10