Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методические рекомендации по выполнению требований к выпускным квалификационным работам (110,00 руб.)

0   0
Первый авторБережная Ирина Федоровна
АвторыГончарова Юлия Адольфовна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц31
ID590435
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для бакалавров 4-го курса факультета философии и психологии
Бережная, И.Ф. Методические рекомендации по выполнению требований к выпускным квалификационным работам / Ю.А. Гончарова; И.Ф. Бережная .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 31 с. — 31 с. — URL: https://rucont.ru/efd/590435 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. Ф. Бережная, Ю. А. Гончарова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1 Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии 29 октября 2015 г., протокол № 1400-08 Рецензент – доктор педагогических наук, профессор А. С. Петелин Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для бакалавров 4-го курса факультета философии и психологии Для направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование 2 СОДЕРЖАНИЕ Общие положения . <...> 4 Тематика выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ), предлагаемая выпускникам . <...> 22 3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ющими нормативными документами: • педагогическое образование (бакалавриат); • Учебно-методическое пособие составлено в соответствии со следуФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 – ПсихологоСТ ВГУ 1.3.02 – 2015 – Система менеджмента качества. <...> ВКР (выпускная квалификационная работа) направлена на повышение уровня фундаментальной и методологической подготовки студентов и формирование готовности выпускников к самостоятельному проведению научных исследований через освоение такой формы организации учебнопознавательной деятельности, как выполнение обучающимся научноисследовательской работы по конкретной теме. <...> Завершающий этап обучения в университете посвящен подготовке к защите ВКР. <...> Выпускная квалификационная работа должна иметь внутреннее единство, отражать ход и результаты разработки выбранной темы. <...> Выпускная квалификационная работа представляется в виде, позволяющем судить, насколько полно отражены и обоснованы <...>
Методические_рекомендации_по_выполнению_требований_к_выпускным_квалификационным_работам.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» И. Ф. Бережная, Ю. А. Гончарова МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫПУСКНЫМ КВАЛИФИКАЦИОННЫМ РАБОТАМ Учебно-методическое пособие для вузов Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ Общие положения ........................................................................ 4 Тематика выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ), предлагаемая выпускникам ......................................... 5 Структура выпускной квалификационной работы ............................... 7 Оформление выпускной квалификационной работы ........................... 8 Организация защиты выпускной квалификационной работы ........... 11 Критерии оценки выпускной квалификационной работы ................. 19 Список рекомендуемой литературы ..................................................... 21 Приложения ............................................................................................. 22 3
Стр.3
На основании распоряжения декана руководитель выдает студенту задание на выполнение ВКР (до 1 октября), которое оформляется на специальном бланке (Приложение Б), подписываемом студентом, руководителем и заведующим кафедрой. Тематика ВКР соответствует программам подготовки по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Специальная психология и педагогика» (квалификация (степень) «бакалавр») и группируется вокруг следующих научных направлений. 1. Гендерные аспекты прав человека. 2. Этические проблемы образования. 3. Профессиональная этика психолого-педагогической деятельности. 4. Педагогическая психология. 5. Основы психологии семьи и семейного консультирования. 6. Общие основы педагогики. 7. Познавательное и речевое развитие ребенка. 8. Методика самостоятельной работы. 9. Отдельные отрасли специальной психологии и педагогики (нормативно-правовые основы образования детей с нарушениями двигательной сферы, зрения и слуха; психология девиантного поведения; психологопедагогические особенности развития, воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха и зрения; и др.). Примерная тематика ВКР, предлагаемая студентам, обучающимся по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Специальная психология и педагогика» (квалификация (степень) «бакалавр») 1. Развитие познавательного интереса школьников различных возрастов в творческой (учебной, воспитательной) деятельности. 2. Активные методы обучения в (специальном) образовании. 3. Особенности эмоциональной сферы родителей детей с задержкой психического развития. 4. Детско-родительские отношения в (неполной, социально неблагополучной) семье. 5. Стратегии поведения детей дошкольного возраста с особенностями ментального развития. 6. Особенности формирования эмоционально-волевой сферы подростков (с нарушениями личностной сферы). 7. Организация образовательной деятельности в дошкольном учреждении (коррекционного типа). 8. Организация работы педагога-психолога с детьми, имеющими нарушения слуха (зрения, эмоционально-волевой сферы). 6
Стр.6
9. Психологические особенности подростков с различными типами акцентуаций характера. 10. Психологические механизмы формирования страхов у детей. 11. Организация воспитательной работы с детьми (с синдромом Дауна, аутистами и т.д.). 12. Особенности общения дошкольников с задержкой психического развития. 13. Особенности развития мышления у детей с различными отклонениями в речи. 14. Психолого-педагогические особенности работы с семьей, имеющей ребенка-инвалида. 15. Ранняя коррекционная помощь в домах ребенка. 16. Особенности коммуникативных потребностей детей дошкольного возраста с РАС. 17. Особенности развития произвольной и непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития. 18. Рефлексия подростков с особыми потребностями. Структура выпускной квалификационной работы Выпускная квалификационная работа имеет стандартную структуру письменного отчета о научно-исследовательской работе и состоит из нескольких взаимосвязанных частей текста. − Титульный лист (Приложение В). − Содержание. − Введение. − Главы основной части. − Заключение. − Список литературы. − Приложения. Во введении выпускной работы характеризуется проблема исследования, обосновываются актуальность выбранной темы, цель, объект и предмет, формулируются задачи, указывается гипотеза исследования, приводятся его теоретико-методологические основы, методы и методики исследования, опытно-экспериментальная база, характеризуются этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность и обоснованность, апробация и внедрение результатов исследования, описывается структура работы. Теоретическая глава содержательно представляет собой теоретический анализ проблемы, описание объекта и предмета исследования, разработку определенных теоретических аспектов изучаемой проблемы. 7
Стр.7
Вторая глава, как правило, посвящена описанию эмпирического исследования и его результатов. Эта часть работы должна содержать фактические данные, обработанные с помощью современных методик и представленные в виде аналитических выкладок. Кроме того, должны быть приведены примеры расчетов отдельных показателей, используемых в качестве характеристик объекта. В практической части проводится обоснование последующих разработок. Заключение представляет собой краткое изложение содержания итогов выпускного исследования с выделением того, что автору удалось внести нового в общее научное знание, определение перспектив исследования по изучаемой проблеме. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (Приложение Г). Список должен включать в себя не менее 25 источников. В Приложения помещаются таблицы данных, а также таблицы, содержащие промежуточные вычисления; протоколы; образцы методического инструментария; иллюстративные материалы и т.п. Объем выпускной квалификационной работы бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиль «Специальная психология и педагогика», должен составлять, как правило, 50–60 страниц печатного текста, включая список литературы (без учета приложений). Оформление выпускной квалификационной работы Качество оформления выпускной квалификационной работы является одним из критериев ее оценки. Работа должна быть напечатана с помощью современных текстовых редакторов. Общие правила оформления 1. Основной текст выпускной квалификационной работы не должен превышать 50–60 печатных листов компьютерного текста, напечатанного на одной стороне стандартного листа писчей бумаги формата А4. Шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, выравнивание «по ширине». Поля должны оставаться по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 35 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм и нижнее – 20 мм. Абзац должен равняться 1,25 см. 2. Страницы выпускной квалификационной работы с рисунками и приложениями должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Первой страницей является титульный лист. 3. Титульный лист оформляется по установленному образцу. 8
Стр.8
4. Далее следует содержание с указанием номеров страниц. Содержание оформляется по установленному образцу (см. содержание к данному пособию). 5. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты. Заголовки структурных частей работы «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными буквами жирным шрифтом по центру строки. Заголовки параграфов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) жирным шрифтом с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Заголовки пунктов пишутся строчными буквами (кроме первой прописной), с абзаца в подбор к тексту. В конце заголовка, напечатанного в подбор к тексту, ставится точка. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3 интервалам (2 полуторных). Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа. 7. Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена. Правила написания буквенных аббревиатур В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Если число сокращений превышает десять, то составляется список принятых сокращений, который помещается перед списком литературы. Правила оформления таблиц и иллюстративного материала Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Рекомендуется нумерация таблиц и рисунков по главам. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4 (или табл. 1.1, рис. 2.3), с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т.д. Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте 9
Стр.9
только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишут. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 5». Если головка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы также не повторяют. Подпись под иллюстрацией, как правило, имеет четыре основных элемента: – наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»; – порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами; – тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме; – экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначают цифрами, затем эти цифры выносят в подпись, сопровождая их текстом. Следует отметить, что экспликация не заменяет общего наименования сюжета, а лишь поясняет его. источники Правила оформления ссылок на использованные литературные Ссылки на использованные литературные источники или библиографические ссылки – это «библиографические описания источников цитат, заимствований а также произведений печати, рекомендуемых читателю по ходу чтения или обсуждаемых в тексте издания» [22, с. 28]. Использование библиографических ссылок в выпускной квалификационной работе обязательно. Рекомендуется употреблять их в следующих случаях: – при цитировании фрагментов текста таблиц, иллюстраций и т.п.; – при заимствовании положений, таблиц, иллюстраций и т.п. не в виде цитаты; – при анализе в тексте содержания других публикаций; – при необходимости отсылки читателя к другим публикациям, где обсуждаемый материал дан более полно. При дословном приведении выдержки, например, для подкрепления мысли авторитетным высказыванием, а также при ссылке на работу большого объема, кроме номера источника указывается и номер страницы, на которой помещено цитируемое высказывание. При общем обзоре литературы или ссылке на работы небольшого объема указывается лишь порядковый номер источника. 10
Стр.10