№4(75) август 2016 ЦЕПИ ПОСТАВОК – НЕ ОКОВЫ Когнитивное моделирование стратегического развития цепи поставок Cognitive Mapping of Strategic Development of Supply Chain МОРОЗОВА Ю.А. <...> Ключевые слова: когнитивные карты, стратегическое развитие, цепи поставок, сценарный анализ, интеллектуальные информационные технологии. <...> Keywords: cognitive maps, strategic development, supply chains, scenario analysis, intelligent information technologies. <...> АННОТАЦИЯ Планирование стратегического развития цепей поставок требует учета влияния качественных, имеющих различную природу факторов. <...> Такие стратегические задачи, как проектирование сети производства и сети распределения, определение ассортимента продукции, выбор способа транспортировки могут быть решены с помощью аналитических, математических, оптимизационных, имитационных моделей. <...> Но задачи поиска возможных сценариев развития, выявления причин проблемных ситуаций и механизмов их решения с помощью этих методов не могут быть решены, для этого необходимо формализовать экспертные знания менеджера о логистической системе, которые выражаются качественным оценками и понятиями. <...> Формализовать слабоструктурированные сценарии развития цепей поставок на основе экспертных знаний позволяют когнитивные карты. <...> Когнитивная карта представляет собой граф, в узлах которого находятся факторы, оказывающие влияние на развитие рассматриваемой системы или ситуации, а дугами отражаются взаимосвязи факторов. <...> Ведутся разработки когнитивных карт стратегического развития регионов, отраслей, рынков, однако вопросы когнитивного моделирования цепей поставок недостаточно проработаны. <...> В статье описываются современные методологические рекомендации по построению когнитивных карт. <...> Проведен обзор работ периодической печати по применению когнитивного моделирования для решения задач в области логистики и управления цепями поставок. <...> Выявлены основные качественные факторы, влияющие на стратегическое развитие цепей поставок. <...> Приведен пример построения <...>