РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
в психолого-педагогических
исследованиях
Новое
Теоретические и практические проблемы
психологии и педагогики
Научно-практический журнал
№ 2 (46)
апрель — июнь
Издается с 2006 г.
INNOVATION IN PSYCHOLOGICAL
AND PEDAGOGICAL STUDIES
Theoretical and practical problems of psychology and pedagogics
Scientific and practical journal
April — June, No. 2 (46), 2017
Москва
2017
Стр.1
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ № ФС77-62460 от 27 июля 2015 г.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и
изданий, рекомендованных ВАК для публикации основных научных результатов
диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Любовь Алексеевна Григорович — доктор психологических наук, профессор, профессор
кафедры педагогической психологии и методики преподавания ОАНО ВО
«Московский психолого-социальный университет»
Главный редактор
Светлана Константиновна Бондырева — доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО, ректор ОАНО ВО «Московский психологосоциальный
университет»;
Наталия Леонидовна Селиванова — доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент РАО, заведующая Центром стратегии и теории воспитания
личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»
Заместители главного редактора:
Шалва Александрович Амонашвили — доктор психологических наук, профессор,
действительный член РАО, заведующий экспериментальной лабораторией инновационной
педагогики ГАОУ «Московский городской педагогический университет»;
Надежда Александровна Асташова — доктор педагогических наук, профессор кафедры
педагогики, заведующая кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Брянский государственный
университет имени академика И. Г. Петровского»;
Борис Михайлович Бим-Бад — доктор педагогических наук, профессор, действительный
член РАО, профессор кафедры педагогики ОАНО ВО «Московский
психолого-социальный университет»;
Григорий Борисович Корнетов — доктор педагогических наук, профессор, заведующий
кафедрой педагогики ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»;
Сергей Александрович Лебедев — доктор философских наук, профессор, профессор
кафедры философии ГОУ ВПО «Московский государственный технический
университет имени Н. Э. Баумана»;
Михаил Абрамович Лукацкий — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, заведующий лабораторией теоретической педагогики и философии
образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Анатолий Викторович Мудрик — доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФБГОУ
ВО «Московский педагогический государственный университет»;
Ирина Михайловна Осмоловская — доктор педагогических наук, заведующая лабораторией
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
Витаутас Прано Гудонис (Литва) — доктор психологических наук, профессор, профессор
Шяуляйского университета;
Валентина Петровна Иванова (Кыргызстан) — доктор психологических наук, профессор
кафедры психологии Кыргызско-Российского Славянского университета;
Оксана Сергеевна Попова (Белоруссия) — доктор психологических наук, доцент,
проректор по научно-методическому обеспечению воспитательной работы.
Члены редакционной коллегии:
Учредитель: ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет»
ISSN 2072-2516 © Московский психолого-социальный университет, 2017
© «Новое в психолого-педагогических исследованиях», 2017
Стр.2
Содержание
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Турбовской Я. С. Домашнее задание — неиспользуемый
резерв исторически востребованного развития современного
образования (часть 3) ...................................................................................................................... 5
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Батенова Ю. В. Готовность педагогов к использованию информационнокоммуникационных
технологий для развития дошкольников ......................................42
Боголюбская Л. А., Хухлаева О. В. Особенности общения со сверстниками
у младших школьников с социальными страхами в поликультурном классе...........50
Букатов В. М. Интеграция и интерактивность в современной школе
(практика интерактивных уроков как условие появления новых
ракурсов образовательной интеграции) .................................................................................55
Ивахненко О. Н. Эффективность формирования креативности
инженеров-программистов: результаты обучения ..............................................................62
Кузнецова Н. Н. Апробация тренинга коммуникативных компетенций
у будущих педагогов-психологов ..............................................................................................68
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Астапов В. М., Петрова И. Н. Проблемы коморбидности
в анализе тревожных расстройств .............................................................................................75
Балашова В. А. Адаптационные механизмы в деловом общении ...................................80
Ермолаева М. В. К вопросу о психологическом благополучии
учителя современной школы ......................................................................................................88
Казикова Е. П. Основные детерминанты эмоциональной зависимости
учащихся подросткового и юношеского возраста от педагога ........................................94
Кезикова И. З., Хомяков А. Г. Эмоциональное выгорание
священнослужителей Русской православной церкви .....................................................101
Константинов В. В. Социально-психологическая адаптация мигрантов
в принимающем сообществе: условия, периоды, эффекты ............................................108
Кригер Г. Н. Восприятие образа бабушек внуками-подростками ................................115
Петрикова Н. В. Уровень самооценки как фактор формирования
типа профессионального самоопределения.........................................................................122
Уласень Т. В., Сулимова Н. В. Алекситимические проявления
и адаптационный потенциал подростков, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации ...............................................................................................127
Сведения об авторах ...................................................................................138
Information On The Authors .........................................................................140
Правила оформления статей ........................................................................142
3
Стр.3
Table of contents
EDUCATION PHILOSOPHY
Turbovskoy Ya. S. Homework as an unused reserve of
the historically demanded development of modern education (part 3) .................................5
THEORY AND PRACTICE OF TRAINING
Batenova Yu. V. Readiness of teachers to use information and
communication technologies for the preschool children’s development ........................... 42
Bogolyubskaya L. A., Khukhlaeva O. V. Peculiarities of communication
with peers among junior schoolchildren with social fears
in a multicultural class ..................................................................................................................... 50
Bukatov V. M. Integration and interactivity at a modern school
(practice of interactive lessons as a condition for educational
integration new perspectives occurrence) .................................................................................. 55
Ivakhnenko O. N. Effectiveness of software engineers’ creativity
formation: training outcomes ........................................................................................................ 62
Kuznetsova N. N. Future educational psychologists’ communicative
competences training approbation ..............................................................................................68
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY AND
PSYCHOLOGY OF LABOR
Astapov V. M., Petrova I. N. Comorbidity problems
in the analysis of disturbing disorders ......................................................................................... 75
Balashova V. A. Adaptable mechanisms in business communication ................................... 80
Ermolaeva M. V. Tо the problem of the modern school teacher’s
psychological wellbeing .................................................................................................................. 88
Kazikova E. P. The main determinants of teenagers’ emotional
dependence on the teacher.............................................................................................................. 94
Kezikova I. Z. Emotional burning out of
the Russian Orthodox Church priests ......................................................................................101
Konstantinov V. V. Social and psychological adaptation of
migrants in a host community: conditions, periods, effects ..................................................108
Kriger G. N. Grandmothers’ image perception by teenage grandchildren ........................115
Petrikova N. V. The self-assessment level as a professional
self-determination type formation factor ..................................................................................122
Ulasen’ T. V., Sulimova N. V. Alexithymic manifestations and
the adaptation potential of teenagers in difficult life situation ...........................................127
Information on the Authors ..........................................................................140
Articles registration rules .............................................................................142
4
Стр.4