Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ _____________________________________________________ И.Н. Яковина, Н.А. Баннова ОСНОВЫ ВЫБОРА ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ Учебно-методическое пособие по курсу «Основы выбора инженерной профессии» для школьников 8-11 классов НОВОСИБИРСК 2016 УДК 37.047 (075) ББК 74.200.536 Я472 Рецензенты: доц. каф. <...> ВТ НГТУ канд. пед. наук, канд. техн. наук В.В. Вихман учитель физики МБОУ "Инженерный лицей НГТУ" канд. пед. наук О.В. Заковряшина Яковина И.Н. <...> Организация занятий предполагает использование в ходе учебной деятельности Рабочей тетради по курсу «Основы выбора инженерной профессии» (авторы-составители И.Н.Яковина, Н.А.Баннова). <...> Используемая в рамках курса батарея тестов ориентирована не только на решение задачи выбора профессиональной направленности, но и профиля дальнейшего обучения, а также может быть использована для оценки динамики психологических границ и профессионального самоопределения учащихся в течение учебного года. <...> Работа подготовлена в Инженерном лицее Новосибирского государственного технического университета и утверждена Редакционно-издательским советом университета в качестве учебнометодического пособия. <...> 81 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Динамичный мир и требования современности формируют у общества в целом устойчивое понимание ценности и востребованности в недалеком будущем инженеров всех мастей и форматов. <...> И потом, когда исследование разных граней своей многогранной личности подтверждало это открытие, мы видели, что ребенок воспринимал себя совершенно иначе, что он не был готов к тому, что ему – учащемуся инженерного лицея технического университета – оказывается, гораздо продуктивнее будет выстроить свою будущую образовательную траекторию в социальной или гуманитарной сфере. <...> 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ Основные принципы организации занятий Курс «Основы выбора инженерной профессии» был разработан и опробован в 2014-2016 годах <...>
Основы_выбора_инженерной_профессии.pdf
УДК 37.047 (075)
ББК 74.200.536
Я472
Рецензенты:
доц. каф. ВТ НГТУ канд. пед. наук, канд. техн. наук В.В. Вихман
учитель физики МБОУ "Инженерный лицей НГТУ"
канд. пед. наук О.В. Заковряшина
Яковина И.Н.
Я472 Основы выбора инженерной профессии: учебно-методическое
пособие / И.Н.Яковина, Н.А.Баннова. – Новосибирск: Изд-во
НГТУ, 2016. – 92 с.
ISBN 978-5-7782-2890-0
В пособии представлен поурочный план занятий с описанием
используемых упражнений, игр и методик тестирования. Организация
занятий предполагает использование в ходе учебной деятельности
Рабочей тетради по курсу «Основы выбора инженерной профессии»
(авторы-составители И.Н.Яковина, Н.А.Баннова). Используемая в
рамках курса батарея тестов ориентирована не только на решение
задачи выбора профессиональной направленности, но и профиля
дальнейшего обучения, а также может быть использована для оценки
динамики психологических границ и
профессионального
самоопределения учащихся в течение учебного года.
Работа подготовлена в Инженерном лицее Новосибирского
государственного технического университета и утверждена
Редакционно-издательским советом университета в качестве учебнометодического
пособия. Пособие предназначено для педагогов,
психологов и тьюторов общеобразовательных школ и лицеев.
УДК 37.047 (075)
ББК 74.200.536
ISBN 978-5-7782-2890-0
И.Н.Яковина, Н.А.Баннова, 2016
Новосибирский государственный
технический университет, 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ .............................................................................................. 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ......................................................................... 5
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ .......................................... 5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.................................................................................... 8
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ .................................................................................. 9
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ..................................................................................... 19
МЕТОДИКИ ТЕСТИРОВАНИЯ ................................................................ 21
ПРОЕКТИВНЫЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ТЕСТ «ДЕРЕВО» .......................................... 21
АНКЕТА «ОРИЕНТАЦИЯ» .............................................................................. 28
ОПРОСНИК ТИПА МЫШЛЕНИЯ ...................................................................... 33
ОПРОСНИК АЙЗЕНКА .................................................................................... 37
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ................................................................... 51
ТЕСТ «КРУГИ» .............................................................................................. 54
ЗАДАНИЕ «ЗАКОНЧИ РИСУНОК» .................................................................. 57
МЕТОДИКА «ПРОФИЛЬ» ............................................................................... 60
ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ ...................................... 63
ТЕППИНГ-ТЕСТ ............................................................................................. 69
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ............................................................................ 72
ИГРА «ХОЧУ-МОГУ» .................................................................................... 72
ИГРА «ОТГАДАЙ ФИГУРУ» ........................................................................... 72
УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ КЛАСС» ....................................................................... 73
ИГРА «ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО» ............................................................................. 74
ИГРА «УГАДАЙ ПОРЯДОК» ........................................................................... 74
УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО? ОТКУДА? КАК?» ........................................................ 76
УПРАЖНЕНИЕ «УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИГРУШКИ» ................................. 76
ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «Я-ПРОФКОНСУЛЬТАНТ» ............................................ 77
ИГРА «УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ» ..................................................................... 78
УПРАЖНЕНИЕ «ПРОФЕССИОГРАММЫ» ........................................................ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ................................ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................. 81
3
Стр.3