Самойлова, И.Н. Мавлюдов ИСТОРИЯ Учебное пособие для бакалавров Пенза 2017 УДК 93 ББК 63.3 (2) С 17 Печатается по решению методической комиссии инженерного факультета от 24.10. <...> Рецензент – декан историко-филологического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор исторических наук, профессор О.В. Ягов С 17 Самойлова, Ирина Викторовна История: учебное пособие для бакалавров / И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. <...> Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. <...> Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движе8 ние (историческое время, историческое пространство), исторический факт. <...> Он заключается, прежде всего, в том, что при изучении истории необходимо опираться на исторические источники. <...> Исторические источники – это все, что непосредственно отражает 14 исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредственно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. <...> Понятие «факт» (от латинского factum ‒ «действие», «событие», «сделанное») применяется в разных смыслах. <...> Прежде всего факт ‒ конкретные проявления действительности в ее прошедшем или текущем состоянии, т. е. объективная реальность. <...> Признавая реальность фактов исторической действительности, они по существу отождествляли их с фактами исторической науки, полагая, что первые непосредственно даны историку в исторических источниках. <...> Но тем самым реальность фактов исторической действительности усматривалась в их «документированности». <...> Руководствуясь подобными критериями и исходя из представления об единстве человеческой психики, историк посредством чувственного «сопереживания» или логического конструирования формирует исторические факты. <...> Диалектико-материалистический <...>
История.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ
И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов
ИСТОРИЯ
Учебное пособие для бакалавров
Пенза 2017
Стр.1
УДК 93
ББК 63.3 (2)
С 17
Печатается по решению методической комиссии инженерного
факультета от 24.10. 2016 г., протокол № 1.
Рецензент – декан историко-филологического факультета
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор
исторических наук, профессор О.В. Ягов
С 17
Самойлова, Ирина Викторовна
История: учебное пособие для бакалавров / И.В. Самойлова,
И.Н. Мавлюдов. – Пенза: РИО ПГАУ, 2017. – 317 с.
Учебное пособие предназначено для бакалавров, обучающимся
по направлениям: 21.03.02 «Землеустройство и кадастры»,
23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и
комплексов», 35.03.01 «Лесное дело», 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»,
35.03.04 «Агрономия», 35.03.06 «Агроинженерия»,
35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной
продукции», 36.03.02 «Зоотехния», 38.03.01 «Экономика»,
38.03.02 «Экономика» и изучающих согласно рабочей
программе дисциплину «История». Простота изложения материала
помогает оптимальному его освоению.
© ФГБОУ ВО
Пензенский ГАУ, 2017
© И.В. Самойлова,
И.Н. Мавлюдов, 2017
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… 5
Тема 1 Предмет, цели, задачи
и методология курса истории.
Исторические источники. Формационный
и цивилизационный подходы к изучению
истории. Особенности развития исторической
науки в России………………………………………………..
8
Тема 2 Проблема этногенеза
восточных славян. Основные этапы
становления русской государственности.
Особенности социального строя Древней Руси…………. 30
Тема 3 Процесс политической
раздробленности на Руси. Русь и Орда.
Специфика и основные этапы
централизации русских земель……………………………. 38
Тема 4 Сословная система организации
общества в Московском государстве.
«Смутное время» в России и его итоги…………………… 55
Тема 5 Предпосылки и особенности
формирования абсолютизма в России.
Дискуссии о генезисе самодержавия……………………… 72
Тема 6 Промышленный переворот,
особенности модернизации в России XIX в.
Социально-экономическая
модернизация. Общественная мысль
и общественные движения в XIX в……………………….. 109
3
Стр.3
Тема 7 Первая русская
буржуазно-демократическая революция
в России в 1905-1907 гг., ее своеобразие.
Первая мировая война и обострение
общественного кризиса.
Революция 1917 г. Формирование
системы Советской власти.
Модели социально-экономического
развития в 20-30 гг. XX в. в СССР.
Усиление тоталитарного режима…………………………. 162
Тема 8 Великая Отечественная
война советского народа.
Поляризация послевоенного мира.
«Холодная война»…………………………………………… 225
Тема 9 Противоречия и изменения
в советском обществе 50-80-х гг. XX в.
«Перестройка» в СССР. Распад СССР.
Становление демократического
Российского государства.
Мировое сообщество
и глобальные проблемы современности…………………. 260
Тематика семинарских занятий…………………………… 278
Хронология…………………………………………………… 296
Словарь терминов…………………………………………... 301
Заключение ………………………………………………….. 314
Литература …………………………………………………... 315
4
Стр.4