Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Становление имени: ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка (242,00 руб.)

0   0
Первый авторВоейкова М. Д.
ИздательствоМ.: Языки славянской культуры
Страниц353
ID584938
АннотацияКнига представляет собой исправленную и дополненную версию издания 2011 года. Она посвящена описанию ранних этапов усвоения русскими детьми семантики и грамматики именных частей речи, которые являются основой первичной языковой системы ребенка. Исследование основано на качественном и количественном анализе данных спонтанной речи детей от начала речевой деятельности до 3—4 лет. Попутно проводится обследование речи родителей и устанавливается степень их влияния на процесс становления языка у ребенка. Автор учитывает современные теории изучения детской речи, в особенности теорию языка, основанную на употреблении, и теорию естественной морфологии. Рукопись обобщает результаты работы автора в нескольких международных научных проектах, целью которого является сравнение процессов усвоения детьми языков различного строя. Это позволяет рассмотреть результаты, полученные на материале русского языка, с типологических позиций.
Кому рекомендованоКнига предназначена широкому кругу лингвистов, психолингвистов и логопедов, но может быть интересна и родителям, наблюдающим за развитием своих детей.
ISBN978-5-9906133-1-7
УДК811.161.1
ББК88.3
Воейкова, М.Д. Становление имени: ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка / М.Д. Воейкова .— Москва : Языки славянской культуры, 2015 .— 353 с. — На тит. листе указ. изд-во: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований»; Библиогр.: с. 295-333 .— ISBN 978-5-9906133-1-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/584938 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Становление_имени_ранние_этапы_усвоения_детьми_именной_морфологии_русского_языка.pdf
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК М. Д. ВОЕЙКОВА СТАНОВЛЕНИЕ ИМЕНИ РАННИЕ ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ИМЕННОЙ МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА ФОНД «РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» МОСКВА 2015
Стр.4
Электронная версия данного издания является собственностью издательства, и ее распространение без согласия издательства запрещается. УДК 811.161.1 ББК 88.3 В 63 Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)» О т в. р е д а к т о р: Доктор филологических наук, профессор С. Н. Цейтлин Р ецензенты: Доктор филологических наук В. В. Казаковская Кандидат филологических наук Я. Э. Ахапкина В 63 Воейкова М. Д. Становление имени: Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка — М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2015. — 352 с. ISBN 978-5-9906133-1-7 Книга представляет собой исправленную и дополненную версию издания 2011 года. Она посвящена описанию ранних этапов усвоения русскими детьми семантики и грамматики именных частей речи, которые являются основой первичной языковой системы ребенка. Исследование основано на качественном и количественном анализе данных спонтанной речи детей от начала речевой деятельности до 3—4 лет. Попутно проводится обследование речи родителей и устанавливается степень их влияния на процесс становления языка у ребенка. Автор учитывает современные теории изучения детской речи, в особенности теорию языка, основанную на употреблении, и теорию естественной морфологии. Рукопись обобщает результаты работы автора в нескольких международных научных проектах, целью которого является сравнение процессов усвоения детьми языков различного строя. Это позволяет рассмотреть результаты, полученные на материале русского языка, с типологических позиций. Книга предназначена широкому кругу лингвистов, психолингвистов и логопедов, но может быть интересна и родителям, наблюдающим за развитием своих детей. УДК 811.161.1 ББК 88.3 В оформлении переплета использована картина В. П. Николаева «Беспредметная композиция» (1990) © Издательство Фонд «Развития фундаментальных лингвистических исследований», 2015 ISBN 978-5-9906133-1-7 © Воейкова М. Д., 2015
Стр.5
Оглавление Предисловие ко второму изданию ........................................................8 Предисловие ............................................................................................ 9 Введение ............................................................................................... 17 Глава 1. Именные компоненты языковой системы и особенности их усвоения детьми 1.1. Функционально-семантический подход и усвоение ребенком именных категорий ............................... 37 1.2. Источники данных: дневниковые записи и материалы спонтанной речи .................................................. 48 1.3. Ранние этапы языкового развития ребенка в свете теории естественной морфологии ............................... 57 1.3.1. Экстраграмматические операции и их роль в усвоении флективного формоизменения ..................................... 61 1.3.2. Усвоение слова в родном и в иностранном языках ...................... 68 1.4. Степень морфологической сложности русского языка (постоянные морфологические характеристики речи взрослых) ................................................ 79 1.4.1. Независимые переменные, характеризующие морфологическую сложность языка .................. 84 1.4.2. Морфологическое богатство в парадигматическом выражении ................................................... 85 1.4.3. Морфологическое богатство в синтагматическом выражении ..................................................... 86 1.4.4. Средний размер парадигмы ......................................................... 88 1.4.5. Продуктивность лемм имен существительных и глаголов ................................................. 90 1.4.6. Прозрачность форм имен существительных и глаголов ................................................. 91 1.4.7. Однооформленность ................................................................... 95 1.4.8. Фонетическая яркость маркеров .................................................. 98 1.5. Вспомогательные механизмы и их влияние на усвоение языковой системы ........................ 102 1.6. Основные выводы ....................................................................... 109
Стр.6
6 Оглавление Глава 2. Наименования лиц и предметов. Усвоение существительных 2.1. Первые высказывания и слова ребенка ..................................... 113 2.2. Диминутивы и их роль в формировании грамматической системы ......................................................... 128 2.3. Усвоение падежных противопоставлений ................................ 136 2.3.1. Особенности русской падежной системы как объекта усвоения ................................................................... 136 2.3.2. «Сила» падежных маркеров (на примере окончаний винительного падежа) ............................. 151 2.3.3. Психолингвистические модели взаимодействия языковых элементов ........................................... 156 2.3.4. Соотношение основных и второстепенных падежных показателей в устной речи взрослых ........................... 160 2.3.5. Соотношение основных и второстепенных показателей в речи детей на этапе усвоения основных морфологических противопоставлений ....................... 165 2.3.6. Соотношение основных и второстепенных показателей в случае смешанной формы афазии ............................................. 171 2.4. Усвоение категории числа имен существительных ................. 172 2.4.1. Семантическая иерархия количественных отношений и стратегии их усвоения в детской речи ....................................... 176 2.4.2. Формальное маркирование множественного числа ................... 186 2.4.3. Усвоение количественных показателей: первые числительные .. 203 2.5. Основные выводы ....................................................................... 205 Глава 3. Усвоение детьми квалитативных отношений. Первые прилагательные 3.1. Специфика грамматического класса прилагательных и особенности его усвоения .................................................... 209 3.2. Квалитативные отношения в русском языке ............................ 215 3.3. Стратегия взаимного «подстраивания» в речи Филиппа С. и его матери .............................................. 232 3.4. Анализ речи матери, обращенной к ребенку ............................ 241 3.4.1. Прототипические элементы квалитативных конструкций в речи взрослых .............................. 241
Стр.7
Оглавление 7 3.4.2. Проблема понимания квалитативных отношений ...................... 246 3.4.3. Квалитативные конструкции в речи мамы Филиппа С. .............. 251 3.5. Квалитативные конструкции в речи Филиппа С. ..................... 268 3.6. Усвоение формального согласования в речи других детей ..... 277 3.6.1. Внутрисистемные аналогии, помогающие усвоению признаковых слов ................................... 280 3.6.2. Значение прилагательных и анализ их употребления в речи других детей ..................................................................... 280 3.7. Основные выводы ....................................................................... 286 Заключение ......................................................................................... 291 Литература .......................................................................................... 295 Именной указатель ............................................................................. 335 Терминологический указатель .......................................................... 343
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ