УДК 80/81
ББК 81
К 76
Издание осуществлено при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
в рамках Федеральной целевой программы
«Культура России (2012—2018 годы)»
К 76
Кошелев А. Д.
Когнитивный анализ общечеловеческих концептов. —
М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. — 280 с.—
(Studia philologica).
ISBN 978-5-9905759-9-8
В книге излагается референциальный подход к описанию основного
лексического значения. Оно задается не толкованием, а дуальной структурой
когнитивных единиц «Прототип — Ядро», где Прототип — это визуальная
характеристика типичных референтов слова (он помогает понять услышанное
слово), а Ядро — функциональная характеристика в с ех референтов
слова (оно обеспечивает его референцию).
В первой главе в референциальном ключе определяются основные
значения конкретной лексики (существительных и глаголов): стул, кресло,
табурет, банан, букет, дерево, озеро; ударить, падать, брать / взять, взбираться,
рисовать, стоять, сидеть, лежать, висеть, идти, бежать, ползти,
шагать, прыгать, ехать.
Вторая глава посвящена абстрактным словам типа игра, живой. Общего
Прототипа они не имеют, поэтому их основное значение сводится к Ядру.
В главе даны определения основных значений (Ядер) слов игра / играть, свобода,
сейчас, старый, время, живой / живое. В заключительном параграфе
рассмотрен концепт КОМИЧЕСКОЕ. Указано различие между просто смешной
и комичной ситуацией, дано определение концепта и высказана гипотеза
о функции смеха.
Книга предназначена для специалистов в области теоретической и
когнитивной семантики, теории референции и лексикографии. Она будет
полезна также более широкому кругу читателей, интересующихся природой
значения слова и его номинативными возможностями.
УДК 80/81
ББК 81
В оформлении переплета использована картина Рене Магритта «Стул»
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9905759-9-8
© Кошелев А. Д., 2015ггггггггггггггг
© Рукописные памятники Древней Руси, 2015
Стр.5
Оглавление
Благодарности...........................................................................................I–II
Введение ............................................................................................... III–XII
Глава 1.
Референциальный подход
к описанию знаменательной лексики .....................................................7
§ 1. О референциальном подходе
к лексической семантике ..............................................................7
§ 2. Анализ основных значений глаголов действия ударить,
коснуться, толкнуть, падать, брать / взять,
взбираться и рисовать ...............................................................35
§ 3. Глаголы неподвижного положения в пространстве
стоять, сидеть, лежать и висеть ...........................................65
§ 4. Глаголы движение идти, бежать, ползти,
шагать, прыгать и ехать .........................................................79
§ 5. Об основаниях когнитивной классификации
предметов и действий ..............................................................105
Приложение 1.
Извлечения из электронной переписки А. Д. Кошелева
и И. А. Мельчука ..................................................................................129
Приложение 2.
Раннее усвоение ребенком законов физического мира .....................139
Глава 2.
Анализ основных значений абстрактных слов ..................................145
§ 1. Образуют ли игры строгую категорию? .................................146
§ 2. Основное значение слова свобода .......................................169
§ 3. Система значений наречия сейчас ...........................................175
§ 4. Универсальное прилагательное старый ................................187
§ 5. Концепт ВРЕМЯ .......................................................................199
§ 6. Концепт ЖИВОЙ / ЖИВОЕ .....................................................211
§ 7. О сущности комического (концепт КОМИЧЕСКОЕ) ............221
Приложение.
О профессоре БАЕВСКОМ. Воспоминания ученика .......................243
Литература ................................................................................................256
Указатель лексем......................................................................................264
Указатель имен .........................................................................................265
Стр.6