Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Введение в логопедическую специальность : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки "Логопедия". Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЭм Е. А.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц99
ID578877
АннотацияВ пособии рассматриваются теоретические вопросы современной логопедии, представлены причины, современные классификации речевых нарушений и характеристика их основных форм, система оказания логопедической помощи в России. Пособие построено с учетом традиционного подхода к нарушениям речи, в нем излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. Предназначено для бакалавров факультета образования, обучающихся по направлению 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
Кому рекомендованоПредназначено для бакалавров факультета образования, обучающихся по направлению 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование
УДК376.3
ББК74.3
Эм, Е. А. Введение в логопедическую специальность : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. Профиль подготовки "Логопедия". Бакалавриат / Е. А. Эм .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 99 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578877 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В пособии рассматриваются теоретические вопросы современной логопедии; представлены причины, современные классификации речевых нарушений и характеристика их основных форм; система оказания логопедической помощи в России. <...> Предлагаемое учебное пособие направлено на решение следующих задач: − ознакомление с комплексом знаний о будущей профессии; − формирование интереса к избранной профессии; − формирование культуры мышления специалиста в области логопедии; − изучение научно-теоретических основ логопедии, причин речевых нарушений, классификации речевых нарушений, определений и характеристик основных видов речевых расстройств; − овладение специальными методами и средствами проведения анализа речевых нарушений; 3 − выявление первичных и вторичных отклонений в структуре речевого дефекта; − изучение системы помощи детям с нарушениями речи в Российской Федерации. <...> Как самостоятельная научная область логопедия оформилась примерно с середины ХIX в., а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности. <...> С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии – на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. <...> 5 Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о речи как системном многофункциональном образовании, различных формах речевых нарушений, с созданием эффективных методик их преодоления. <...> Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. <...> Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. <...> Логопедия рассматривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления нарушений средствами специально организованного <...>
Введение_в_логопедическую_специальность_Учебное_пособие._Направление_подготовки_44.03.03_–_Специальное_(дефектологическое)_образование._Профиль_подготовки_Логопедия»._Бакалавриат.pdf
УДК 376.3 (075.8) ББК 74.3 я73 Э 54 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: канд. пед. наук, доцент О. Н. Артеменко, канд. пед. наук, доцент Н. И. Белоцерковец (ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт») Эм Е. А. Э 54 Введение в логопедическую специальность: учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 99 с. В пособии рассматриваются теоретические вопросы современной логопедии; представлены причины, современные классификации речевых нарушений и характеристика их основных форм; система оказания логопедической помощи в России. Пособие построено с учетом традиционного подхода к нарушениям речи, в нем излагаются достижения отечественной и зарубежной теории и практики логопедии. Предназначено для бакалавров факультета образования, обучающихся по направлению 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. УДК 376.3 (075.8) ББК 74.3 я73 © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Введение в логопедическую специальность – одна из важнейших учебных дисциплин в обучении бакалавров специального (дефектологического) образования, так как в процессе изучения данного предмета бакалавры впервые знакомятся с основополагающими категориями логопедии – нарушение речи, причины нарушений речи, их классификация и др. Большое внимание уделяется вопросу организации логопедической помощи в России. Именно при прохождении данного курса у бакалавров начинает формироваться не только интерес к избранной профессии, но и возникает осознание ее социальной значимости. Учебное пособие определяет содержание и объем профессиональных компетенций, которыми должны владеть бакалавры, чтобы быть готовыми к изучению логопедии. Дисциплина относится к Блоку 1 (профессиональный цикл, вариативная часть). Ее освоение происходит в 4 семестре. Освоение дисциплины «Введение в логопедическую специальность» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Логопедия», «Логопедические технологии», «Логопедические практикумы», а также для прохождения педагогической практики и подготовки к итоговой государственной аттестации. Цель дисциплины: формирование набора профессиональных компетенций (ОПК-1) будущего бакалавра по направлению подготовки 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование. Предлагаемое учебное пособие направлено на решение следующих задач: − ознакомление с комплексом знаний о будущей профессии; − формирование интереса к избранной профессии; − формирование культуры мышления специалиста в области логопедии; − изучение научно-теоретических основ логопедии, причин речевых нарушений, классификации речевых нарушений, определений и характеристик основных видов речевых расстройств; − овладение специальными методами и средствами проведения анализа речевых нарушений; 3
Стр.3
− выявление первичных и вторичных отклонений в структуре речевого дефекта; − изучение системы помощи детям с нарушениями речи в Российской Федерации. Пособие способствует формированию у будущих бакалавров целостного представления о целях, задачах, средствах и методах профессиональной деятельности логопеда, способствует обеспечению непрерывности и последовательности овладения бакалаврами выше обозначенными профессиональными компетенциями, что позволит им не только быть конкурентоспособными специалистами на рынке труда, но и принимать осознанные решения в нестандартных педагогических ситуациях. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………….. 3 РАЗДЕЛ 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ 1.1. Логопедия как наука о нарушениях речи…………………. 5 1.2. Теоретико-методологические основы логопедии………... 11 РАЗДЕЛ 2. ЭТИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 2.1. Причины возникновения нарушений речи……………….. 23 2.2. Критические периоды развития речи……………………… 28 2.3. Факторы, влияющие на возникновение речевых нарушений……………………………………………………….. 29 РАЗДЕЛ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ 3.1. Критерии развития классификаций речевых нарушений... 36 3.2. Принципы анализа речевых нарушений…………………... 39 3.3. Клинико-педагогическая классификация…………………. 41 3.4. Психолого-педагогическая классификация………………. 49 3.5. Классификации речевых нарушений за рубежом………… 51 РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4.1. Организация логопедической помощи в России…………. 54 4.2. Принципы и методы логопедического воздействия……… 69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 74 ГЛОССАРИЙ…………………………………………………… 77 ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ……………………………. 97 98
Стр.98