Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом : учебное пособие (курс лекций) (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРомаева Н. Б.
АвторыКарташева Е. В.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц135
ID578845
АннотацияПособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование и содержит материалы о теории и практике социального воспитания в Западной Европе, США и России: исследованы философские и теоретические основания социального воспитания в педагогике Западной Европы и США в XIX–XX вв., проанализированы исторические политические, экономические и социокультурные детерминанты и определены этапы развития социального воспитания, выявлены специфические черты воспитания в сообществе в странах Западной Европы, представлены теории коллективного воспитания в отечественной педагогике ХХ в., а также проведен компаративный анализ развития социального воспитания в отечественной и западной педагогике в XX в. Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также учителей общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений
Кому рекомендованоПредназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также учителей общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений
УДК37.035
ББК74.6
Ромаева, Н. Б. Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом : учебное пособие (курс лекций) / Е. В. Карташева; Н. Б. Ромаева .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 135 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578845 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Н. Б. Ромаева, Е. В. Карташева ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Курс лекций Направление подготовки 050400.68 – психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Педагогика и психология воспитания» Магистратура Ставрополь 2015 УДК 37.035(075.8) ББК 74.6 я73 Р 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского университета Ромаева Н. Б., Карташева Е. В. <...> Р 69 Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом: учебное пособие (курс лекций). <...> Пособие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование и содержит материалы о теории и практике социального воспитания в Западной Европе, США и России: исследованы философские и теоретические основания социального воспитания в педагогике Западной Европы и США в XIX–XX вв.; проанализированы исторические политические, экономические и социокультурные детерминанты и определены этапы развития социального воспитания, выявлены специфические черты воспитания в сообществе в странах Западной Европы; представлены теории коллективного воспитания в отечественной педагогике ХХ в., а также проведен компаративный анализ развития социального воспитания в отечественной и западной педагогике в XX в. <...> УДК 37.035(075.8) ББК 74.6 я73 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор Р. Р. Магомедов (Ставропольский государственный педагогический институт) д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 ПРЕДИСЛОВИЕ Дефиниция «социальное воспитание» всегда трактовалась неоднозначно, что убедительно было доказано Н. Н. Иорданским (1929 г.). <...> Некоторые ученые рассматривали социальное воспитание <...>
Теория_и_практика_социального_воспитания_в_России_и_за_рубежом_Учебное_пособие_(курс_лекций).pdf
УДК 37.035(075.8) ББК 74.6 я73 Р 69 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского университета Ромаева Н. Б., Карташева Е. В. Р 69 Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 135 с. Пособие разработанно в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование и содержит материалы о теории и практике социального воспитания в Западной Европе, США и России: исследованы философские и теоретические основания социального воспитания в педагогике Западной Европы и США в XIX–XX вв.; проанализированы исторические политические, экономические и социокультурные детерминанты и определены этапы развития социального воспитания, выявлены специфические черты воспитания в сообществе в странах Западной Европы; представлены теории коллективного воспитания в отечественной педагогике ХХ в., а также проведен компаративный анализ развития социального воспитания в отечественной и западной педагогике в XX в. Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», а также учителей общеобразовательных школ и преподавателей высших учебных заведений. УДК 37.035(075.8) ББК 74.6 я73 Рецензенты: д-р пед. наук, профессор Р. Р. Магомедов (Ставропольский государственный педагогический институт) д-р пед. наук, профессор И. Ф. Игропуло © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Дефиниция «социальное воспитание» всегда трактовалась неоднозначно, что убедительно было доказано Н. Н. Иорданским (1929 г.). Так, по его мнению, в широком смысле – это вся система воспитания, так как элементы социальной жизни присутствуют во всех формах индивидуальной жизни ребенка (учебные занятия, организация детей, школьная обстановка, личность учителя, методы преподавания). В более узком смысле – это общественное воспитание, т. е. опирающееся на организационные (государственные и общественные) формы воспитания в отличие от частных (например, в семье). Некоторые ученые рассматривали социальное воспитание как воспитание общественности, т. е. социальных инстинктов и навыков, создание социальной жизни на началах самоуправления, другая группа – определяла указанное понятие с позиций социальной педагогики, изучающей не отдельную личность, а коллектив, и рассматривающей его не только как воспитываемую среду, но и как воспитывающую В перестроечный период в отечественном образовании в условиях смены социокультурных приоритетов и пересмотра системы социально-педагогических ценностей изменилось и отношение к воспитательному коллективу как основной форме организации жизнедеятельности детей. В 1990-е гг. на страницах отечественной литературы появился ряд научных публикаций, авторы которых (Ю. П. Азаров, Г. Ващенко и др.) подвергли острой критике коллектив, рассматривая его как инструмент давления на личность, подавления ее индивидуальности, средство нивелирования, усреднения личности. Сегодня, когда в нашей стране начался новый этап развития социального воспитания, избавившегося от идеологического, социалистического компонента, изучение и обобщение прогрессивного опыта воспитания в коллективе (сообществе) является одним из основных источников дальнейшего совершенствования теории и практики социального (коллективного) воспитания в современной России. Для доказательства позитивной роли коллектива в воспитании личности и поиска или анализа условий, при которых коллектив 3 Учебное пособие
Стр.3
способствует, а не препятствует развитию индивидуальности каждого своего члена, возникла потребность изучения зарубежного опыта воспитания в коллективе (сообществе). Компаративный анализ развития теории и практики социального воспитания в отечественной педагогике и педагогике стран Западной Европы показал, что в странах Западной Европы социальное (коллективное) воспитание зародился значительно раньше (1810–1820 гг.), чем в нашей стране (1910–1920 гг.) и представлено более многогранно и многомерно. Исследования авторов в данном направлении позволили выявить значительный опыт воспитания в сообществе (коллективе) в западных странах. Однако, до сих пор остаются неизвестными и малоизученными в России новаторские идеи и опыт многих западных мыслителей, внесших весомый вклад в теорию и практику социального воспитания. В российской историко-педагогической литературе не получили должного признания труды Дж. М. Бру (J. M. Brew), Г. Койл (G. Coyle), Г. Уилсон (G. Wilson), недостаточно изучены труды мыслителей XIX века Н. Ф. С. Грундтвига (N. F. S. Grundtvig), У. Ловетта (W. Lovett), мыслителей XX века И. Иллича (I. Illich), М. Ноулза (M. Knowles), П. Фрейре (P. Freire) и др. Авторы учебного пособия постарались восполнить этот пробел. Цель дисциплины – формирование набора общенаучных компетенций (ОК-4, ОК-6, ОК-9), профессиональных компетенций (ПКНИ-2, ПКНИ-4) будущего магистра по направлению подготовки 050400.68 – Психолого-педагогическое образование. Задачи: – обеспечить формирование системы знаний о сущности, этапах развития, основных чертах и особенностях социального воспитания в России и за рубежом; – обеспечить опыт активного применения знаний и умений для организации и осуществления социального взаимодействия детей и подростков; – обеспечить усвоение образовательных технологий социального воспитания, формирования социальной компетентности и социальной успешности учащихся в детском коллективе (сообществе). Место дисциплины (модуля) в структуре ООП магистратуры Дисциплина относится к профессиональному циклу М2 (вариативной части). Ее освоение происходит в 4 семестре. 4 Н. Б. Ромаева, Е. В. Карташева
Стр.4
Связь с предшествующими дисциплинами (модулями) Для изучения дисциплины «Теория и практика социального воспитания в России и за рубежом» необходимо усвоение предшествующих дисциплин «Философия образования и науки», «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Психология созидательного взаимодействия», «Информационная культура личности», «Социальная психология образования». Связь с последующими дисциплинами (модулями) Освоение дисциплины необходимо как предшествующее для производственной практики, научно-исследовательской практики. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) общекультурные: – способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4); – способность разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям с учетом этнокультурной специфики (ОК-6); – способность проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9); профессиональные: – способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2); – готовность использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4). В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – философские основания теорий социального воспитания в России и за рубежом; – этапы развития теории и практики социального воспитания в России и за рубежом; уметь: – выявлять общее и особенное в теории и практике социального воспитания в России и за рубежом; 5 Учебное пособие
Стр.5
– исследовать особенности ученического коллектива как инструмента социального воспитания детей и подростков; владеть: – технологиями социального воспитания детей и подростков в детском сообществе (коллективе); – технологиями развития социальной компетентности современных школьников. На начальных этапах исследования авторы столкнулись с проблемой отсутствия литературы по данному вопросу в отечественных библиотеках. В связи с этим авторы выражают искреннюю признательность создателям сайта «Infed» (Informal Education homepage), британским ученым, специалистам в области неформального, общинного воспитания и молодежной работы Марку К. Смиту; Тони Джеффсу и Мишель Эрине Дойл за предоставленные материалы, благодаря которым были сформированы основные идеи данного исследования. Сайт не является коммерческим и осуществляет свободный доступ ко всем архивным документам, которыми он располагает. Его цель заключается в создании уникальной возможности для изучения теории и практики неформального воспитания, социальной деятельности и воспитания «через всю жизнь». Согласно статистике, ежегодно сайт посещает 2 млн человек из 214 стран, в числе которых Соединенные Штаты Америки (38 %), Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (30 %), Канада (4 %), Австралия и Филиппины (3 %), Индия, Ирландия (2 %), Малайзия, Сингапур, Германия, Нидерланды (1 %), Новая Зеландия, Гонг Конг, Мексика, Китай, Индонезия, Италия, Франция (0,5 %). 6 Н. Б. Ромаева, Е. В. Карташева
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................. 3 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ Тема 1. Философские основания социального воспитания............................................................................. Тема 2. Этапы развития теории и практики социального воспитания в Западной Европе и США в XIX-XX вв. ............................................................................ Тема 3. Специфические черты воспитания в сообществе (группе, ассоциации) в странах Западной Европы и США в XIX-XX вв. .................................. РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ Тема 4. Теория и практика социального (коллективного) воспитания в советской России............... Тема 5. Особенности социального воспитания в России в ХХI в. .................................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................... 84 115 131 7 31 62 134 Н. Б. Ромаева, Е. В. Карташева
Стр.134