УДК 94(159.9) (075.8)
ББК 63:88 я73
И 90
Печатается по решению
редакционноиздательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р психол.наук, профессор М. И. Плугина,
канд. психол.наук, доцент Н. В. Козловская
И 90 История психологии: практикум / авт.-сост. Т. И. Назаренко.
– Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2015. – 104 с.
Пособие представляет практикум как составную часть
учебно-методического комплекса курса «История психологии» и
включает краткое изложение теоретического материала, задания
практического характера, способствующие усвоению пройденного
теоретического курса, методические рекомендации по их выполнению,
а также контрольные вопросы и задания для самостоятельной
работы бакалавра.
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению
030300.62 (37.03.01) – Психология.
УДК 94(159.9) (075.8)
ББК 63:88 я73
Автор-составитель:
канд. пед. наук, доцент Т. И. Назаренко
© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2015
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Разработка стратегии системы высшего профессионального
образования в условиях его модернизации актуализировала проблему
совершенствования содержания, форм и методов организации
обучения будущих специалистов. Современное состояние инновационных
процессов высшей школы обусловлено исторически
сложившимся мировым и отечественным опытом внедрения нововведений
в учебно-воспитательный процесс, задачами и потребностями
общества в профессиональной подготовке кадров, а также
ориентировано на выявление перспективных направлений в области
высшего образования. Непреходящее значение в плане гуманизации
высшего профессионального образования имеют курсы
исторических дисциплин, в частности курс «Истории психологии»,
преподаваемый будущим психологам.
Освоение курса направлено на формирование и дальнейшее
развитие у студентов профессиональных компетенций, посредством
раскрытия путей становления и развития психологической
науки, содержания важнейших психологических направлений и
школ в их связи с внутренней логикой развития науки, социокультурными
условиями.
Материал дисциплины поможет студентам через анализ прошлого
психологической науки глубже понять современное ее состояние
и прогнозировать будущее психологии. Раскрытие психологических
знаний в социокультурном контексте позволяет выявить
роль психологии в жизни общества и способствует формированию
у студентов ответственного отношения к будущей профессиональной
деятельности.
Главная задача занятий – раскрыть общие закономерности и
охарактеризовать основные этапы формирования предмета психологической
науки, показать динамику и логику развития психологических
концепций, дать панораму различных взглядов на законы,
управляющие поведением человека и процессом познания им
внешнего мира, законы становления его личности.
История психологической науки раскрывается в контексте
общей истории культуры, что является особенно важным для иллюстрации
связи психологических теорий с ментальностью их авторов,
с исторической и социальной ситуацией, в которой проте3
Стр.3
кала деятельность ученых, с их взглядами, идеалами и ценностными
ориентациями.
Данный практический курс призван учить не только фактам,
но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные
психологические явления и концепции, объективно разобраться в
многообразии научных школ и направлений, которые существуют
в психологической науке, раскрыть преемственность в развитии
научного психологического познания, показать необходимость
обращения к историческому прошлому для решения актуальных
проблем современности, а также выработать собственную позицию,
которая обогатит научную и практическую деятельность будущих
психологов. Поэтому одной из основных задач как практического,
так и теоретического курса является расширение научного
кругозора и повышение культуры мышления студентов.
История психологии – комплексная дисциплина, синтезирующая
знания других дисциплин. В то же время она является составной
частью блока фундаментальных дисциплин, которые
определяют подготовку профессиональных психологов. Поэтому
одно из важных назначений истории психологии – это систематизация
психологических знаний.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения
данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин,
как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология
личности», «Психология развития и возрастная психология»,
«Дифференциальная психология», «Специальная психология», «История»,
«Культурология», «Философия», «Социология».
Основные положения курса могут быть использованы в дальнейшем
при изучении следующих дисциплин: «Этнопсихология»;
«Методологические основы психологии»; «Психология управления»;
«Введение в клиническую психологию»; «Психология кризисных
состояний личности»; «Основы психотерапии и психокоррекции»;
«Психология социальной работы» и др.
В результате освоения дисциплины в процессе практической работы
на занятиях формируются общекультурные (ОК-1 ОК-4),
и профессиональные компетенции (ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-19 ПК-20),
которые являются основой мировоззренческих позиций будущего
психолога и его совершенствования в области профессиональной и
научно-исследовательской деятельности.
4
Стр.4
Формирование мировоззренческих взглядов студентов в процессе
овладения общими компетенциями на практических занятиях
определит их способность и готовность к пониманию значения
гуманистических ценностей для сохранения и развития современной
цивилизации; совершенствованию и развитию общества на
принципах гуманизма, свободы и демократии; к использованию
системы категорий и методов, необходимых для решения типовых
задач в различных областях профессиональной практики.
Овладение общепрофессиональными компетенциями во время
занятий позволит студентам глубже рассмотреть характер проявлений
личностного фактора (специфики психического функционирования
человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов
развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической,
профессиональной и другим социальным группам); определить
способность и готовность к применению знаний по психологии как
науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения
и описания закономерностей функционирования и развития психики;
высокий уровень понимания и постановки профессиональных задач в
области научно-исследовательской и практической деятельности;
способность и готовность к самообразованию на протяжении всей
профессиональной жизни; способность и готовность к просветительской
деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической
культуры общества.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
– социально-исторические, предметно-логические и личностные
детерминанты развития психологического знания с учетом
специфики исторического периода и личностных особенностей
психологов, их принадлежности к гендерной, этнической и другим
социальным группам;
– важнейшие достижения мировой и отечественной психологической
мысли как системы гуманистических ценностей для сохранения
и развития современной цивилизации;
– категории и методы изучения и описания закономерностей
функционирования и развития психологических явлений;
уметь:
– анализировать современные направления и школы мировой
и отечественной психологии в их преемственности с историческим
опытом науки;
5
Стр.5
– применять знания по психологии как науки о психологических
феноменах, категориях и методах изучения в различные исторические
периоды;
– давать адекватную историческую оценку достижениям прошлого,
как гуманистических ценностей для сохранения и развития
современной цивилизации, выявлять их достоинства и ограничения;
– проводить сопоставительный анализ научных теорий в
плане совершенствования и развития общества на принципах гуманизма,
свободы и демократии;
– уметь ставить профессиональные задачи в области научноисследовательской
и практической деятельности, применять категории
и методы, необходимых для решения типовых задач в различных
областях профессиональной практики;
– использовать полученные знания в собственной профессиональной
деятельности;
владеть:
– системой понятий и категорий, разработанных в разных
научных школах в процессе развития психологии;
– навыками конспектирования и анализа историкопсихологических
концепций;
– навыками прогнозирования дальнейшего развития психологического
процесса в рамках совершенствования общества на
принципах гуманизма, свободы и демократии;
– основными приемами самообразования по истории психологии;
–
навыками практического применения психологических знаний
в профессиональной, исследовательской и просветительской
деятельности.
6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………...
1. Теоретические и методологические основания истории
психологии, периодизации истории психологии …………………
2. Развитие психологических знаний в античный период …….
3. Психологическая мысль в эпоху эллинизма ………………..
4. Психологическая мысль в Средние века и в эпоху
Возрождения ………………………………………………………..
5. Психологическая мысль в Новое время (XVII в.) …………..
6. Эмпирическое направление во французской психологии
XVIII века …………………………………………………………..
7. Развитие ассоциативной психологии в XVIII–XIX вв. ……..
8. Становление немецкой эмпирической психологии в первой
половине XIX века …………………………………………………
9. Становление экспериментальной психологии. Развитие
новых психологических школ до периода открытого кризиса
в психологии ……………………………………………………….
10. Бихевиоризм: становление и развитие в XX веке …………
11. Гештальтпсихология: становление и развитие в XX веке ...
12. Глубинная психология и ее развитие в ХХ веке …………..
13. Становление и развитие гуманистической психологии …..
14. Программа построения научной психологии
И. М. Сеченова ……………………………………………………..
15. Основные направления в области психологической теории
в отечественной психологии советского периода ………………..
Рекомендуемая литература и источники ………………………
Приложение. Задания для тестового контроля …………….
3
7
12
19
23
29
35
40
45
49
55
60
63
68
73
79
87
90
103
Стр.103