Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

История психологии : практикум. Направление подготовки 030300.62 – Психология. Бакалавриат (190,00 руб.)

0   0
АвторыНазаренко Т. И.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц104
ID578780
АннотацияПособие представляет практикум как составную часть учебно-методического комплекса курса «История психологии» и включает краткое изложение теоретического материала, задания практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса, методические рекомендации по их выполнению, а также контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы бакалавра. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 (37.03.01) – Психология
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 (37.03.01) – Психология
УДК94(159.9)
ББК63:88
История психологии : практикум. Направление подготовки 030300.62 – Психология. Бакалавриат / Т. И. Назаренко .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2015 .— 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/578780 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 030300.62 – Психология Бакалавриат Ставрополь 2015 1 УДК 94(159.9) (075.8) ББК 63:88 я73 И 90 Печатается по решению редакционноиздательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р психол.наук, профессор М. И. Плугина, канд. психол.наук, доцент Н. В. Козловская И 90 История психологии: практикум / авт.-сост. <...> Освоение курса направлено на формирование и дальнейшее развитие у студентов профессиональных компетенций, посредством раскрытия путей становления и развития психологической науки, содержания важнейших психологических направлений и школ в их связи с внутренней логикой развития науки, социокультурными условиями. <...> Материал дисциплины поможет студентам через анализ прошлого психологической науки глубже понять современное ее состояние и прогнозировать будущее психологии. <...> Главная задача занятий – раскрыть общие закономерности и охарактеризовать основные этапы формирования предмета психологической науки, показать динамику и логику развития психологических концепций, дать панораму различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. <...> Данный практический курс призван учить не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции, объективно разобраться в многообразии научных школ и направлений, которые существуют в психологической науке, раскрыть преемственность в развитии научного психологического познания, показать необходимость обращения к историческому прошлому для решения актуальных проблем современности, а также выработать собственную позицию, которая обогатит <...>
История_психологии_практикум._Направление_подготовки_030300.62_–_Психология._Бакалавриат.pdf
УДК 94(159.9) (075.8) ББК 63:88 я73 И 90 Печатается по решению редакционно­издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р психол.наук, профессор М. И. Плугина, канд. психол.наук, доцент Н. В. Козловская И 90 История психологии: практикум / авт.-сост. Т. И. Назаренко. – Ставрополь: Изд-во: СКФУ, 2015. – 104 с. Пособие представляет практикум как составную часть учебно-методического комплекса курса «История психологии» и включает краткое изложение теоретического материала, задания практического характера, способствующие усвоению пройденного теоретического курса, методические рекомендации по их выполнению, а также контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы бакалавра. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030300.62 (37.03.01) – Психология. УДК 94(159.9) (075.8) ББК 63:88 я73 Автор-составитель: канд. пед. наук, доцент Т. И. Назаренко © ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2015 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Разработка стратегии системы высшего профессионального образования в условиях его модернизации актуализировала проблему совершенствования содержания, форм и методов организации обучения будущих специалистов. Современное состояние инновационных процессов высшей школы обусловлено исторически сложившимся мировым и отечественным опытом внедрения нововведений в учебно-воспитательный процесс, задачами и потребностями общества в профессиональной подготовке кадров, а также ориентировано на выявление перспективных направлений в области высшего образования. Непреходящее значение в плане гуманизации высшего профессионального образования имеют курсы исторических дисциплин, в частности курс «Истории психологии», преподаваемый будущим психологам. Освоение курса направлено на формирование и дальнейшее развитие у студентов профессиональных компетенций, посредством раскрытия путей становления и развития психологической науки, содержания важнейших психологических направлений и школ в их связи с внутренней логикой развития науки, социокультурными условиями. Материал дисциплины поможет студентам через анализ прошлого психологической науки глубже понять современное ее состояние и прогнозировать будущее психологии. Раскрытие психологических знаний в социокультурном контексте позволяет выявить роль психологии в жизни общества и способствует формированию у студентов ответственного отношения к будущей профессиональной деятельности. Главная задача занятий – раскрыть общие закономерности и охарактеризовать основные этапы формирования предмета психологической науки, показать динамику и логику развития психологических концепций, дать панораму различных взглядов на законы, управляющие поведением человека и процессом познания им внешнего мира, законы становления его личности. История психологической науки раскрывается в контексте общей истории культуры, что является особенно важным для иллюстрации связи психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой проте3
Стр.3
кала деятельность ученых, с их взглядами, идеалами и ценностными ориентациями. Данный практический курс призван учить не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции, объективно разобраться в многообразии научных школ и направлений, которые существуют в психологической науке, раскрыть преемственность в развитии научного психологического познания, показать необходимость обращения к историческому прошлому для решения актуальных проблем современности, а также выработать собственную позицию, которая обогатит научную и практическую деятельность будущих психологов. Поэтому одной из основных задач как практического, так и теоретического курса является расширение научного кругозора и повышение культуры мышления студентов. История психологии – комплексная дисциплина, синтезирующая знания других дисциплин. В то же время она является составной частью блока фундаментальных дисциплин, которые определяют подготовку профессиональных психологов. Поэтому одно из важных назначений истории психологии – это систематизация психологических знаний. Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения таких дисциплин, как «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Специальная психология», «История», «Культурология», «Философия», «Социология». Основные положения курса могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Этнопсихология»; «Методологические основы психологии»; «Психология управления»; «Введение в клиническую психологию»; «Психология кризисных состояний личности»; «Основы психотерапии и психокоррекции»; «Психология социальной работы» и др. В результате освоения дисциплины в процессе практической работы на занятиях формируются общекультурные (ОК-1 ОК-4), и профессиональные компетенции (ПК-5, ПК-9, ПК-10, ПК-19 ПК-20), которые являются основой мировоззренческих позиций будущего психолога и его совершенствования в области профессиональной и научно-исследовательской деятельности. 4
Стр.4
Формирование мировоззренческих взглядов студентов в процессе овладения общими компетенциями на практических занятиях определит их способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики. Овладение общепрофессиональными компетенциями во время занятий позволит студентам глубже рассмотреть характер проявлений личностного фактора (специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам); определить способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики; высокий уровень понимания и постановки профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; способность и готовность к самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни; способность и готовность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – социально-исторические, предметно-логические и личностные детерминанты развития психологического знания с учетом специфики исторического периода и личностных особенностей психологов, их принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам; – важнейшие достижения мировой и отечественной психологической мысли как системы гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; – категории и методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психологических явлений; уметь: – анализировать современные направления и школы мировой и отечественной психологии в их преемственности с историческим опытом науки; 5
Стр.5
– применять знания по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения в различные исторические периоды; – давать адекватную историческую оценку достижениям прошлого, как гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, выявлять их достоинства и ограничения; – проводить сопоставительный анализ научных теорий в плане совершенствования и развития общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; – уметь ставить профессиональные задачи в области научноисследовательской и практической деятельности, применять категории и методы, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; – использовать полученные знания в собственной профессиональной деятельности; владеть: – системой понятий и категорий, разработанных в разных научных школах в процессе развития психологии; – навыками конспектирования и анализа историкопсихологических концепций; – навыками прогнозирования дальнейшего развития психологического процесса в рамках совершенствования общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; – основными приемами самообразования по истории психологии; – навыками практического применения психологических знаний в профессиональной, исследовательской и просветительской деятельности. 6
Стр.6
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………... 1. Теоретические и методологические основания истории психологии, периодизации истории психологии ………………… 2. Развитие психологических знаний в античный период ……. 3. Психологическая мысль в эпоху эллинизма ……………….. 4. Психологическая мысль в Средние века и в эпоху Возрождения ……………………………………………………….. 5. Психологическая мысль в Новое время (XVII в.) ………….. 6. Эмпирическое направление во французской психологии XVIII века ………………………………………………………….. 7. Развитие ассоциативной психологии в XVIII–XIX вв. …….. 8. Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX века ………………………………………………… 9. Становление экспериментальной психологии. Развитие новых психологических школ до периода открытого кризиса в психологии ………………………………………………………. 10. Бихевиоризм: становление и развитие в XX веке ………… 11. Гештальтпсихология: становление и развитие в XX веке ... 12. Глубинная психология и ее развитие в ХХ веке ………….. 13. Становление и развитие гуманистической психологии ….. 14. Программа построения научной психологии И. М. Сеченова …………………………………………………….. 15. Основные направления в области психологической теории в отечественной психологии советского периода ……………….. Рекомендуемая литература и источники ……………………… Приложение. Задания для тестового контроля ……………. 3 7 12 19 23 29 35 40 45 49 55 60 63 68 73 79 87 90 103
Стр.103

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.