Владислав Ходасевич
Надсон
Ходасевич В. Ф. <...> Схематически различимы в поэзии два течения: из них первое -- стремление разгадать мир,
оправдать его именем божества, а второе -- стремление к устройству жизни человеческой на земле, в тех
формах, которые представляются должными и желанными. <...> Первые также можно назвать песнями веры, вторые -- песнями любви. <...> Здесь я имею в виду любовь к земле, к человеку, к судьбе его и полагаю, что поэзии мизантропической
быть не может: поэт-человеконенавистник замолкнет, ибо ему уже не для кого будет петь. <...> Проклятия, с
которыми порой обращаются к людям поэты, -- суть, по определению одного из них, "обратный лик
любви". <...> Пушкин, солнце русской поэзии, равно понимал и то и другое, завещав нам две формулы. <...> Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне в удел витийства грозный дар! <...> В этих последних словах о грозном даре витийства жреческая повязка сменяется шлемом воина. <...> Ибо жрец знает, что вера его мертва, если нет любви, а любовь воина зиждется на его вере. <...> Обращаясь к Надсону, мы с уверенностью можем сказать, что по содержанию своей поэзии он
должен быть отнесен к поэтам второй категории. <...> Насколько взор Фета упорно
устремлен к небу, настолько же глаза Надсона непрестанно обращены к земле, к житейской судьбе
человека. <...> Вот стихотворение Фета -- строки, составляющие вступление к "Вечерним огням":
Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве порой уступаю,
И днем, и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю. <...> И так прозрачна огней бесконечность,
И так доступна вся бездна эфира,
Что прямо смотрю я из времени в вечность,
И пламя твое узнаю, солнце мира! <...> И неподвижно на огненных розах
Живой алтарь мирозданья курится;
В его дыму, как в творческих грезах,
Вся сила дрожит и вся вечность снится. <...> И все, что мчится по безднам эфира,
И каждый луч, плотской и бесплотный, - Твой только отблеск, о солнце мира,
И только сон, -- только сон <...>
Надсон.pdf
Владислав Ходасевич
Надсон
Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т.
Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906-1922. -М.: Согласие, 1996.
Составление и подготовка текста И. П. Андреевой, С. Г. Бочарова.
Комментарии И. П. Андреева, Н. А. Богомолова
OCR Бычков М. Н.
Схематически различимы в поэзии два течения: из них первое -- стремление разгадать мир,
оправдать его именем божества, а второе -- стремление к устройству жизни человеческой на земле, в тех
формах, которые представляются должными и желанными. С этой точки зрения поэзия разделима на
песни о бытии и песни о быте. Первые также можно назвать песнями веры, вторые -- песнями любви.
Здесь я имею в виду любовь к земле, к человеку, к судьбе его и полагаю, что поэзии мизантропической
быть не может: поэт-человеконенавистник замолкнет, ибо ему уже не для кого будет петь. Проклятия, с
которыми порой обращаются к людям поэты, -- суть, по определению одного из них, "обратный лик
любви".
Деля поэзию на эти два основных течения, я вовсе не намереваюсь сказать, что есть две поэзии.
Поэзия едина, и песни о быте проистекают в действительности из того же религиозного источника, как и
песни о бытии. Жрец и воин -- не две различные касты, но лишь две формы одного служения, две ступени
одного посвящения. Но одни люди становятся жрецами, другие -- воинами.
Пушкин, солнце русской поэзии, равно понимал и то и другое, завещав нам две формулы. Из них
первая:
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв, -а
вторая -О,
если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне в удел витийства грозный дар!
В этих последних словах о грозном даре витийства жреческая повязка сменяется шлемом воина.
Все поэты -- рыцари одного ордена. Как бы творчество одного из них ни разнилось от творчества
другого, -- при встрече оба поймут и узнают друг друга по тайным знакам, которые ведомы лишь
посвященным. Ибо жрец знает, что вера его мертва, если нет любви, а любовь воина зиждется на его вере.
Таково двуединство поэзии. Отнюдь не разделяя самих поэтов на два непримиримых стана, она
дает в то же время возможность критику одних причислить к молящимся, других -- к призывающим.
Обращаясь к Надсону, мы с уверенностью можем сказать, что по содержанию своей поэзии он
должен быть отнесен к поэтам второй категории. Сравним его хотя бы, например, с Фетом, которого
творчество -- такой несомненный и полный образчик служения жреческого. Насколько взор Фета упорно
устремлен к небу, настолько же глаза Надсона непрестанно обращены к земле, к житейской судьбе
человека. Я позволю себе напомнить вам целиком одно из самых замечательных стихотворений Фета и
одно стихотворение Надсона -- стихотворение, в котором всего яснее сказалось его отношение к природе,
нас окружающей. Вот стихотворение Фета -- строки, составляющие вступление к "Вечерним огням":
Измучен жизнью, коварством надежды,
Когда им в битве порой уступаю,
И днем, и ночью смежаю я вежды
И как-то странно порой прозреваю.
Стр.1