УДК 004.942: 378 П.П. Аврашков, канд. физ.-мат. наук, А.В. Коськин, д-р техн. наук, А.И. Фролов, канд. техн. наук (Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел); e-mail: avrashkov@mail.ru РЕЗУЛЬТАТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ОДИНОЧНЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ЯМ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРУКТУРЫ КАДРОВЫХ РЕСУРСОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Представлены результаты математического моделирования возрастной и кадровой структуры интеллектуальных ресурсов российской системы высшего образования, отражающие воздействие одиночных демографических ям и способы его компенсации. <...> Введение + ( 1) Интеллектуальные ресурсы являются важнейшим компонентом, определяющим процесс функционирования образовательных комплексов [1]. <...> В работе [2] предложена модель, описывающая и прогнозирующая изменения численности возрастных и профессиональных групп системы высшего образования (СВО) в зависимости от различных факторов. <...> В данной статье авторы представляют результаты моделирования, отражающие влияние демографических ям. <...> Предварительно приведем основные положения модели [2] и используемые обозначения. <...> Преподавательский корпус высшей школы разделен на три группы-ступени (ассистенты и старшие преподаватели, доценты, профессоры), и для каждой из выделенных групп введено распределение по возрасту. <...> Значения индексов суммирования mi отражают редкие случаи работоспособности в возрасте до 90 лет. <...> Начальные значения «коэффициентов защиты» P2 и P3, а также значения w2 и w3 вычислены в [2]. <...> Исходя из статистических данных о кадровой структуре преподавателей СВО в период с 1975 по 1990 гг. (по материалам «Российских статистических ежегодников» за 2001 – 2004 гг.), в модель заложены следующие пропорции для числа рабочих мест на трех ступенях: V1 : V2 : V3 = 45 : 38 : 4, а также начальное значение числа выпускников дневных отделений вузов: r0; 0(0) = V = V1 + V2 + V3. <...> Модель с «советскими» параметрами (при симметричном распределении уровня способностей абитуриентов) продемонстрировала <...>