2
Ежемесячный журнал о логистике
в современном бизнесе
Логинфо ¹9/2004
Зарегистрирован в Госкомпечати РФ
Свидетельство о регистрации
¹ 018448 от 27 января 1999 ã.
Учредитель и издатель
Коммерческий информационный
аналитический центр (КИА центр)
www.cia-center.ru
Главный редактор
Николай Титюхин glavred@loginfo.ru
Заместитель главного редактора
Елена Архарова arkharova@loginfo.ru
Мария Вольпина volpina@loginfo.ru
Ответственный редактор
Константин Прилипко redcol@loginfo.ru
Отдел рекламы
Ирина Лебедева reklama@loginfo.ru
Елена Витвицкая
Отдел распространения
Галина Васильева sales@loginfo.ru
Отдел переводов
Н.Н. Ковтонюк, В.С. Малышев
Адрес редакции:
127238, Ìîñêâà, Дмитровское ø., ä. 46, êîðï. 2
Òåëåôîíû: (095) 482 1709, 482 3736
Web site: http://www.loginfo.ru
E-mail: redcol@loginfo.ru
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Перепечатка материалов допускается
только по согласованию с редакцией.
Подписной индекс в каталоге Роспечати: 79769
Тираж 5000 экз. Цена свободная
Дизайн, верстка и полиграфическое исполнение
ООО «Òðèàäà, Ëòä» ЛР ¹ 062195 от 03.03.98 ã.
127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский
ïðîåçä, ä. 1/23
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 727 1062
E-mail: triadald@mtu-net.ru; http://www.triadald.ru
Содержание
Компании и рынки
Логистика – новая отрасль России /Н. Я. Овчаренко/ ............6
Управление цепями поставок
От простых закупок к управлению цепочками
поставок /Ричард Пинкертон, Сид Крейг/.....................................14
Как управлять партнерами /Светлана Шишкова/ .................21
Стратегии будущего и движущие силы перемен
в логистике /Маттиас Клот, Аксель Кюн/.....................................24
Кооперация в области логистики /Эльмар А. Бекорд/ .........30
Научитесь выстраивать цепочки взаимодействия
/Барри Сайд, Том Кинг/................................................................35
Логистика в управлении взаимосвязями
с потребителями /Манфред Вессель/ .....................................38
Через интеграцию логистических операций
в компаниях к управлению цепями поставок
/Н. Титюхин/ .............................................................................44
С места события
День SCM – поговорим о важном ................................. 52
Управление цепями поставок
Анализ ошибок персонала склада
при отборе товара /Андреас Лоффинг/...................................54
Информационные технологии
Транспортные экспедиторы выбирают Microsoft
Navision ..............................................................................58
Управление цепями поставок
Стратегия M&A (слияния и приобретения)
в логистике /Хельмут Баумгартен, Хартмут Задек/ ...................... 60
Стр.2
4
Уважаемый читатель!
Почему мы предлагаем поговорить о
цепочке поставок?
Вопервых, издержки, связанные с
цепочками поставок, в России сегодня
составляют около 1/4 розничной цены
товаров народного потребления;
вовторых, снижение логистических
издержек в цепочке поставок хотя бы
на 10% позволит торговым компаниям
увеличить свою прибыль на 50%;
и втретьих – существующая в Рос
сии система распределения (особенно
для продуктов питания) затрудняет
контроль за продвижением и позицио
нированием товаров.
То есть причин предостаточно.
Логистика – это новая отрасль Рос
сии. Потенциальный объем российского
логистического рынка, по оценкам экс
пертов, уже сегодня может соста
влять примерно 45 млрд. долларов.
Транспортноэкспедиторские, экспеди
торские, складские компании постоян
но наращивают спектр логистических
услуг как для торговли, так и для про
мышленных предприятий. Заметно
стремление ведущих компаний стать
логистическими провайдерами. Однако
управление цепью поставок подразуме
вает серьезные изменения традицион
ных, нередко враждебных отношений
между покупателем и продавцом услуг,
которые были широко распространены
в прошлом. Главное сегодня в управле
нии цепью поставок – это построение
взаимодействия через Доверие, а так
же осознание того, что правильным об
разом управляемое «целое может быть
больше суммы его отдельных частей».
В то же время ряд экспертов считает,
что вместо термина «управление це
пью поставок» правильнее употреб
лять термин «управление цепью спро
са», т.к. функционирование этой цепи
обеспечивается за счет рыночных сил,
а не действий поставщиков продуктов
и/или услуг.
Все реальнее вступление России в
ВТО. Опыт ближайших соседей, как на
Западе, так и на Востоке, говорит, что
слишком мало времени остается рос
сийским компаниям, чтобы успеть под
готовиться к жесткой, понастоящему
рыночной экономике. Но если промыш
ленность России уже активно исполь
зует основную идею сертификации по
стандарту ISO в качестве поставщи
ков продукции и услуг на международ
ные рынки, то логистические операто
ры – будущие провайдеры логистичес
ких услуг в цепях поставок – делают
это не спеша.
Примером могут служить лишь ли
деры отрасли – компании «ATL»,
«НЛК», FM Logistik, «Юнитранс»,
«Энерготерминалсервис».
Сертификат ISO для логистичес
ких провайдеров – это гарантия
правильно построенного взаимодей
ствия в цепочке поставок.
Рыночная экономика требует новых
подходов в управлении – перехода на
процессное управление. Переход на про
цессное управление – главная задача
российских логистических предприя
тий на пути к финансовой устойчиво
сти, а затем и к конкурентоспособно
сти. И здесь не обойтись без реинжини
ринга бизнеспроцессов. Но изменения во
Внешней среде требуют от компаний
проводить настройку оргструктуры не
только по бизнеспроцессам, но и в соот
ветствии с выбором стратегии – вна
чале стратегия направлена на снижение
логистических издержек, затем – на ка
чество обслуживания. Логистика плюс
система управления качеством позволя
ют транспортноэкспедиторским и
складским компаниям, прежде всего, об
рести финансовую устойчивость.
Совершенствование управления при
этом обеспечивается автоматизацией
основных процедур и процессов, а зна
чит, и возможностью объединить
участников цепочки поставок ИТси
стемой.
Управление цепью поставок основы
вается на постоянном улучшении об
служивания потребителя, для чего
необходимо создать единый план дви
жения потоков товаров и информации
между всеми участниками логистичес
кой цепи.
Чтобы управлять логистикой в цепи
поставок, необходимо выстроить логис
тику внутри своей компании. Начните
со своей компании – постройте долго
срочное планирование с торговыми
партнерами (дистрибуторами, торго
выми сетями) по основным процессам це
почки поставок, оцените стоимость Ва
ших логистических услуг – сравните с из
держками на логистику у Вашего торго
вого партнера. Предложите аутсорсинг.
Наступает время построения эф
фективных цепочек поставок, когда
правильно выбранные стратегии логи
стики позволяют логистическим опе
раторам стать настоящими лидерами
по обслуживанию и снижению логисти
ческих издержек.
Н. Титюхин
Стр.3