2
Ежемесячный журнал о логистике
в современном бизнесе
Логинфо ¹11/2003
Зарегистрирован в Госкомпечати РФ
Свидетельство о регистрации
¹ 018448 от 27 января 1999 ã.
Учредитель и издатель
Коммерческий информационный
аналитический центр (КИА центр)
www.cia-center.ru
Главный редактор
Николай Титюхин glavred@loginfo.ru
Заместители главного редактора
Михаил Васильев vasiliev@loginfo.ru
Елена Архарова arkharova@loginfo.ru
Ответственный редактор
Константин Прилипко redcol@loginfo.ru
Отдел рекламы
Ирина Лебедева reklama@loginfo.ru
Елена Витвицкая
Информационно-издательская группа
Юлия Титюхина Inform@loginfo.ru
Отдел распространения
Галина Васильева sales@loginfo.ru
Отдел переводов
Н.Н. Ковтонюк, В.С. Малышев
Адрес редакции:
107023, Ìîñêâà, Á. Семеновская óë., ä. 55, ñòð. 5
Òåëåôîíû: (095) 366 5048, 366 6848
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 366 6771
Web site: http://www.loginfo.ru
E-mail: redcol@loginfo.ru
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации,
опубликованной в рекламных объявлениях.
Перепечатка материалов допускается
только по согласованию с редакцией.
Подписной индекс в каталоге Роспечати: 79769
Тираж 5000 экз. Цена свободная
Дизайн, верстка и полиграфическое исполнение
ООО «Òðèàäà, Ëòä» ЛР ¹ 062195 от 03.03.98 ã.
127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский
ïðîåçä, ä. 1/23
Òåëåôîí/ôàêñ: (095) 727 1062
E-mail: triadald@mtu-net.ru; http://www.triadald.ru
Содержание
Внешняя среда
Соседи на Западе и на Востоке ....................................... 4
Таможня
Совершенствование таможенных ïðîöåäóð................ 12
Управление цепями поставок
Современные логистические технологии –
путь к снижению затрат
/В. А. Шумаев, В. П. Аленков, В. Н. Миронов/ .................................. 20
Инвестиции и проекты
О логистических центрах или…
разговор о íîñîðîãàõ...................................................... 26
Логистические центры в теории и практике
/Н. Ф. Титюхин/ ........................................................................ 30
Логистическая компания
Морской порт как центр логистики:
от стивидорной компании к провайдеру
логистических услуг /Ханс-Герд Гилессен/................................ 32
Реальный склад виртуального магазина
/М. Ю. Васильев/.......................................................................... 36
Логистика региона
Регион как часть логистической цепи /А. Е. Бучельников/ ....... 40
Рынок складских услуг в Нижнем Новгороде
/Н. Я. Овчаренко/........................................................................... 44
Логистика плюс качество
Практика Balanced Scorecard /А. Е. Шматалюк/ .................. 48
Бизнес класс
Анализ методов измерения стоимости
логистических услуг /С. А. Николаева/ .................................. 52
Персонал. Обучение. Вакансии
Кадры в логистике: проблемы и решения
/А. Г. Недвецкий/......................................................................... 56
Выставки. Конференции
Логистика: спрос и предложение /М. Ю. Васильев/................. 58
10 лет «Логистике Ñèáèðè» /Т. В. Крахтинова/ .................... 62
Стр.1
3
Уважаемый читатель!
По сведениям, которые опубликовал на по
следней неделе ноября Европейский банк
реконструкции и развития, среди переход
ных экономик в лидеры по темпам роста
выбилась Россия и страны СНГ, которые
обогнали страны Центральной и Восточ
ной Европы. Теперь перед Россией стоит
задача привлечения прямых иностранных
инвестиций. Прямые инвестиции – один
из ключевых факторов, который может
закрепить устойчивость экономического
роста.
По этому показателю сегодня лидиру
ют наши западные соседи – кандидаты на
членство в ЕС. Прежде всего, это Чехия,
которая привлекла за период с 1991 по
2002 год $36 млрд. прямых инвестиций, и
Польша – $38,6 млрд. Россия привлекла
всего $6,9 млрд., это меньше, чем Казах
стан – $13,6 млрд.
Почему так важны иностранные инве
стиции? Исследования ЕБРР показывают,
что они напрямую влияют на эффектив
ность предприятий и, как следствие, эко
номики. Экономический эффект от пря
мых инвестиций состоит в следую
щем – можно улучшить деятельность как
компанийпоставщиков, так и компа
ний – участников цепи поставок продук
ции. При этом всех участников цепи по
ставок объединят единые новые стандар
ты построения логистической инфра
структуры.
Не случайно в последнее время прошел
целый ряд международных конференций и
семинаров на эту тему. Так, в октябре в
СанктПетербурге Институт Адама
Смита провел первую международную
конференцию «Транспортная инфра
структура в России: возможности для
частного сектора». Более 190 крупных
предпринимателей из России и зарубежья
приняли участие в работе форума, основ
ной целью которого было ознакомление
участников с транспортной инфраструк
турой России, открывающимися возмож
ностями для развития частного бизнеса в
этой сфере, а также механизмами финан
сирования крупных транспортных проек
тов в стране.
Сегодня уже подписано соглашение о
намерениях между Минтрансом, Нацио
нальной контейнерной компанией и гер
манским концерном Eurogate по созданию в
порту УстьЛуга контейнерного терми
нала мощностью 3 млн. TEU (эквивалент
20футового контейнера) ежегодно. Об
щая стоимость проекта $500 млн.
В начале декабря тот же институт
проводит 8ю ежегодную конференцию
«ЦеллюлозноБумажная Промышлен
ность России и СНГ», где уже третий год
проходит семинар «Развитие эффектив
ной системы транспортировки и поста
вок в отрасли».
Интеграция национальных транспорт
ных систем в единую транспортную сис
тему евроазиатского континента будет
рассмотрена в декабре 2003 года на XII
«Международном транспортном форуме
СНГ и Балтии», который состоится в
Лондоне и Ливерпуле. Основная тема фо
рума в этом году – расширение Европей
ского Союза и его влияние на развитие
транспортных и торговых взаимоотно
шений в регионе. Основными вопросами
форума станут: транспортные коммуни
кации и международные транспортные
коридоры, техническая модернизация и
расширение существующей транспортной
инфраструктуры, введение новых мощно
стей, модернизация грузовых терминалов,
складского транспортного узла в глобаль
ной сетевой экономике.
Решающее значение для успешной ин
теграции региона и страны в целом в бли
жайшее время будет иметь соответ
ствующая, правильно выстроенная логи
стическая инфраструктура, которая
возьмет на себя в дальнейшем обработку и
управление грузопотоками в системе
международных транспортных кори
доров.
Заложив в основу собственного бизнеса
стратегию инвестирования в логистиче
скую инфраструктуру, российским пред
приятиям/компаниям необходимо скон
центрироваться, прежде всего, на опыте
европейских стран и наших ближайших
восточных соседей, где сегодня такая ин
фраструктура уже выстроена – склады,
терминалы, логистические центры рас
пределения и международные логистиче
ские парки, которые объединили на единой
логистической платформе компании раз
личных отраслей и транспортные комму
никации.
Как правило, с точки зрения эффектив
ности цепи поставок, в логистической ин
фраструктуре дислокация объектов име
ет определяющее значение. Она должна
быть выбрана на основе оптимального со
отношения издержек в подсистеме «скла
дирование – транспортировка».
Кооперация экспедиторских и склад
ских компаний, а также аутсорсинг логи
стических функций промышленными пред
приятиями и поставщиками могут ока
зать значительную помощь в снижении
издержек при создании складских сетей
распределения.
Сейчас экономическое развитие России
протекает достаточно динамично. И если
рассматривать, например, деятельность
компании DHL как некий барометр эконо
мической активности, поскольку рынок
курьерских услуг и логистики в достаточ
ной мере отражает экономический кли
мат страны, то показательно, что бизнес
этой компании за 2003 год вырос на 30%.
Прогресс виден и по активности рос
сийских компаний, которые заинтересова
ны в создании современных складов и логи
стических центров. Число компаний, ори
ентированных на сферу логистического
сервиса, постоянно растет, а рынок логи
стических услуг в России готов принять и
освоить прямые инвестиции практически
любой величины.
Н. Титюхин
11/2003 loginfo.ru
Стр.2