Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Материалы Всероссийской научной конференции
студентов, аспирантов и молодых ученых
(г. Архангельск, 23 апреля 2015)
Выпуск 8
Часть 1
Архангельск
САФУ
2015
1
Стр.1
УДК 159.9(08)
ББК 88.5я43
П863
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом
Северного (Арктического) федерального университета
имени М.В. Ломоносова
Составитель и ответственный редактор – М.В. Корехова
Рецензент – доктор медицинских наук, профессор А.Г. Соловьев
Психология и современный мир: материалы Всероссийской
П863
научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых,
(Архангельск, 23 апреля 2015 г.). Вып. 8, ч. 1 / сост. и отв. ред.
М.В. Корехова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: САФУ, 2015. – 306 с.
ISBN 978-5-261-01092-0
Сборник содержит статьи по актуальным проблемам психологии,
психологии семьи и детско-родительских отношений, психолого-педагогическому
сопровождению детства, социально-педагогическому
сопровождению детей и подростков в образовательном процессе,
психологическому сопровождению студенчества, психологическим
проблемам профессиональной деятельности, психологии проблемного
поведения и междисциплинарным исследованиям на стыке психологии
и других наук. Для преподавателей, аспирантов и студентов
вузов, практических психологов, медицинских работников, сотрудников
научно-исследовательских учреждений, работающих в системе
образования.
УДК 159.9(08)
ББК 88.5я43
ISBN 978-5-261-01092-0 (ч. 1)
ISBN 978-5-261-01091-3
© Корехова М.В., составление, 2015
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2015
2
Стр.2
Сборник статей составлен по материалам всероссийской научной
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Психология и современный мир», проходившей в институте педагогики
и психологии Северного (Арктического) федерального
университета имени М.В. Ломоносова 23 апреля 2015 года в
г. Архангельске.
На конференции были вынесены для обсуждения актуальные
проблемы психологии, междисциплинарные исследования на
стыке психологии и других наук психология семьи, психологическое
сопровождение родительства, психология детско-родительских
отношений, психолого-педагогическое сопровождение
детства, социально-педагогическое сопровождение детей и подростков
в образовательном процессе, психологические аспекты
обучения младших школьников, психологическое сопровождение
студенчества, психологические проблемы профессиональной деятельности
и психология проблемного поведения.
Данные психологические проблемы в современном мире позволили
создать следующие секции на всероссийской научной конференции
«Психология и современный мир»: «Актуальные проблемы
психологии», «Психология семьи и детско-родительских
отношений», «Психологическое сопровождение студенчества»,
«Психологические проблемы профессиональной деятельности»,
«Психология проблемного поведения» и «Междисциплинарные
исследования на стыке психологии и других наук».
В конференции принимали активное участие студенты, магистранты,
аспиранты и молодые ученые Северного (Арктического)
федерального университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского
государственного университета, Ярославского государственного
педагогического университета имени К.Д. Ушинского,
Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова,
Белгородского государственного национального исследовательского
университета, Ставропольского государственного
педагогического института, Мордовского государственного педагогического
института имени М.Е. Евсевьева, Глазовского государственного
педагогического института имени В.Г. Короленко,
3
Стр.3
Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского,
Северо-восточного федерального университета,
Академии ФСИН, Института психологии РАН, Республиканского
научно-практического центра психического здоровья, Алтайского
государственного университета, Ульяновского государственного
университета, Министерства здравоохранения республики
Адыгея, Центра психолого-медико-социального сопровождения
детей и подростков Московского городского психолого-педагогического
университета, Московского государственного строительного
университета, Сибирской академии права, экономики
и управления, Краснодарского университета МВД России,
Архангельского политехнического техникума, Института экономики
и управления в медицине и социальной сфере, Ташкентского
Исламского университета, Российского государственного педагогического
университета имени А.И. Герцена, Новгородского государственного
университета имени Ярослава Мудрого, Московского
государственного психолого-педагогического университета,
Новосибирского государственного педагогического университета,
Государственного музейного объединения «Художественная
культура Русского Севера», Ярославского государственного университета
имени П.Г. Демидова, Башкирского государственного
университета, Алтайского государственного университета, школы
№ 20 г. Архангельска.
Сборник может быть полезен как для преподавателей, аспирантов
и студентов вузов, практических психологов, медицинских
работников, сотрудников научно исследовательских учреждений,
работающих в системе образования, так и для ученых, разрабатывающих
рассматриваемые на конференции проблемы.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ........................................................................................... 3
ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
Бендовская Е.Г., Кузнецова О.Е. Организационная культура как
социально-психологический феномен ...................................................... 5
Бодякшина А.В. Проблема жизненного самоопределения старшеклассников
в современном информационном мире ................................ 8
Вахрамеева Н.Н., Неверович Г.А., Шахова Л.И. Отношение младших
школьников к Родине и родному северному краю .......................... 10
Водопьянова Н.Е., Уставщикова А.В. Адаптация шкалы профессиональных
ценностей Д. Макнаб, Ш. Бэккер, Дж. Фицсимонс ............... 13
Галяутдинова С.И., Хаернасова Э.Ф. Понимание феномена одиночества
в юношеском возрасте .................................................................... 16
Дроздова А.А., Кубышкина М.Л. Понятие «самоуважение» с позиции
гуманистической психологии ............................................................. 19
Дымова Е.Н. Представление о психологической безопасности при
разном травматическом опыте ................................................................... 23
Казымова Н.Н., Быховец Ю.В. Связь психологического здоровья и
благополучия личности с интенсивностью переживания террористической
угрозы ............................................................................................... 26
Макарова Е.В., Кубышкина М.Л. Проблема изучения мотивации
спортивной деятельности у людей зрелого возраста …..... ..................... 29
Новикова О.В., Ляпунова О.Е. Социально-психологические особенности
людей, предпочитающих экстремальные виды отдыха ........ 32
Павлова Я.С. Личностные факторы социально-психологической
компетентности юношей и девушек…….. ................................................ 37
Сидорова Н.И., Пушкина И.М. Воспитание социальной ответственности:
психологический аспект ...................................................... 40
Тевризова Е.Е., Зайцева Е.С. Археология архетипа .......................... 43
Туманова М.А., Захаров В.П. Обладание и бытие как два способа
существования человека ............................................................................. 45
Тюкачева И.В., Канжин А.В. Теоретические аспекты изучения деятельности
как психологической категории в отечественной психологии 47
Филиппова Ю.В., Канжин А.В. Современные исследования по психологии
общения ......................................................................................... 50
Чуланова К.И., Корехова М.В. Механизмы психологической защиты
в подростковом возрасте ....................................................................... 53
Шалапугина Е.А. Актуальные проблемы построения карьерных
планов старшеклассниками........................................................................ 55
301
Стр.301
Шахова Л.И., Баева И.А. Оценка психологической безопасности
младшего школьника, учащегося кадетского класса .............................. 58
Ярова Т.И., Кубышкина М.Л. Биографическое интервью как метод
изучения переживания одиночества в позднем возрасте ....................... 61
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
Воюшина Е.А. Отношение между поколениями как ресурс развития
акме в зрелом возрасте: к постановке проблемы .............................. 64
Вэтра А.В., Власова Ю.В. Электронные ресурсы и устройства как
обязательный атрибут образа жизни учащейся молодежи .................... 67
Дыдыкина М.С., Соловьева Т.А. Отношение детей и родителей к
школьной форме .......................................................................................... 70
Захаревич О.Ю., Григорьева И.В., Марчук С.А., Докукина Т.В.
Эффективность психообразования в процессе адаптации родителей к
аутистическому поведению ребенка ......................................................... 73
Колпакова А.А., Крапивина Е.С., Голоухова Г.Н. Учет детско-родительских
отношений неблагополучной семьи в педагогической деятельности
...................................................................................................... 77
Лихоманова А.А., Соловьева Т.А. Семейное фото в контексте комплексной
памяти .......................................................................................... 79
Марченко Л.И. Нравственная сфера личности дошкольника при
родительских типах материнского отношения........................................ 83
Патрова Н.А., Булыгина Т.Б. Опыт организации групп самопомощи
родителей в рамках российско-германского проекта
«Родительское Кафе» .................................................................................. 87
Помарчук Т.В. Раннее развитие личности ребенка в контексте изменения
традиционного отношения к отцовству и материнству .......... 90
Ружникова А.А., Прохорова И.Ф. Взаимосвязь готовности к материнству
и отношения девушек к своей матери ........................................ 93
Устинова М.В., Булыгина Т.Б. Оптимизация детско-родительских
отношений средствами арт-терапии ......................................................... 96
Чирцова Н.А. Родительское отношение к детям с особенностями в
развитии ........................................................................................................ 99
Шорсткина К.С. Насилие как фактор дисфункции семейных отношений
осужденных ............................................................................................ 101
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА
Антропова Д.А., Ляпунова О.Е. Этнические автостереотипы у студентов
вузов ................................................................................................. 104
Воробьева К.В., Новикова И.А. Особенности психологического
здоровья студентов с разным уровнем социального интеллекта .......... 107
Гончарова Н.В. Психологическое сопровождение студентов-сирот
в педагогическом вузе ................................................................................. 109
302
Стр.302
Дресвянина А.В. Особенности гендерной среды вуза ....................... 112
Игнатьева А.В., Корехова М.В. Психологическая адаптация студентов-первокурсников
в высшем учебном заведении ........................... 115
Козаченко В.И., Емельяненкова А.В. Особенности социальных
страхов у студентов с умеренно выраженной тревожность .................. 118
Любушина Е.А. Взаимосвязь креативности и инновационности у
студентов-менеджеров ................................................................................ 121
Любушина Е.С., Прохорова И.Ф. Этническая толерантность студенческой
молодежи г. Архангельска ....................................................... 124
Михеева Д.Ф., Прохорова И.Ф. Мотивационно-потребностный
комплекс студентов, состоящих в студенческих объединениях ........... 127
Низовцева Т.Р. Кросскультуральные аспекты идентичности студентов-медиков
первого курса ................................................................... 129
Попова Г.С., Прохорова И.Ф. Смысложизненные ориентации студентов
............................................................................................................ 132
Репп О.А. Особенности копинг-стратегий студентов начальных
курсов ............................................................................................................ 135
Репп О.А. Психологические особенности возникновения конфликтов
в современной молодой семье ............................................................. 136
Репневская Е.И., Борчук А.В. Удовлетворенность студентов качеством
образования в вуз ............................................................................. 138
Рогозина К.С., Дресвянина А.В. Гендерная культура отношений
субъектов образовательного процесса вуза ............................................. 141
Чудакова А.В., Ляпунова О.Е. Исследование этнических гетеростереотипов
студентов вуза ............................................................................. 145
Шаллиев С.А., Кубышкина М.Л. Сравнительный анализ мотивации
личности студентов САФУ имени М.В. Ломоносова, играющих и не
играющих в КВН ......................................................................................... 148
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дьякова Ю.А., Новикова И.А. Синдром профессионального
выгорания у медицинских работников поликлинических учреждений
................................................................................................................. 152
Киналь А.Н., Новикова И.А. Особенности профессионального здоровья
преподавателей вуза ......................................................................... 155
Кислых А.А., Кузьмина А.С. К вопросу о локусе контроля государственных
гражданских служащих ............................................................ 160
Климова О.А., Барабанщикова В.В. Анализ эффективности применения
программы профилактики развития профессиональных деформаций
............................................................................................................. 162
Косова А.В., Симонова Н.Н. Психологические маркеры удовлетворенности
экспедиционной деятельностью участников Арктического
плавучего университета ............................................................................. 166
303
Стр.303
Курносова М.А., Булыгина Т.Б. Супервизия для специалистов помогающих
профессий: проблемы теории и практики ............................ 169
Литвинова О.Ю. Особенности исследования психологической готовности
военнослужащих к службе в экстремальных условиях ......... 171
Максименко А.В., Кузнецова О.Е. Особенности типов организационных
культур образовательных учреждений ........................................ 174
Михайлова А.А. Эмоциональный интеллект сотрудников органов
внутренних дел: проблемы диагностики и факторы развития .............. 179
Никитина Н.М., Симонова Н.Н. Субъектная позиция в контексте
психологической готовности к вахтовому труду в условиях Крайнего
Севера ........................................................................................................... 182
Опякина О.В., Корнеева Я.А. Представления о будущей профессии
у студентов политехнического техникума на стадии адепта ................ 185
Попова А.А. Кризисы профессионального развития личности ........ 188
Порохина И.А., Симонова Н.Н. Функциональные состояния вахтовых
работников в условиях Крайнего Севера при различной степени
групповой изоляции .................................................................................... 191
Пулина Е.В., Киналь А.Н. Жизнестойкость как фактор профессионального
здоровья преподавателя вуза ..................................................... 194
Стахеева Е.А., Симонова Н.Н., Трофимова К.С. Психологический
портрет уволенных продавцов продовольственных товаров в контексте
ошибочности профессионального отбора .......................................... 197
Третьякова О.С., Кузнецова О.Е. Сравнительный анализ типов организационной
культуры образовательных учреждений в период слияния
............................................................................................................... 200
Туманова М.А., Симонова Н.Н. Сравнительный анализ саморегуляции
у представителей различных профессиональных групп при
вахтовом труде на Крайнем Севере ........................................................... 204
Фролов А.А. Специфика дозволительного поведения сотрудников
правоохранительных органов .................................................................... 206
Шведенко Ю.В. Профессиональное становление начинающих преподавателей
высшей школы как предмет научной рефлексии .............. 209
ПСИХОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Бельтюкова А.В., Губина С.Т. Влияние чувства обиды на формирование
установок в межличностном общении ....................................... 212
Бовыкина А.А., Корнеева Я.А. Качество жизни в системе факторов
совершения преступлений несовершеннолетними................................. 215
Гашев Н.Н., Новикова И.А. Негативные эмоциональные состояния
у сотрудников органов внутренних дел в опасных ситуациях деятельности..............................................................................................................
218
Ивкова А.А., Ляпунова О.Е. Психологические маркеры склонности
к агрессивному поведению у сотрудников МВД ..................................... 221
304
Стр.304
Лысенко М.А., Корехова М.В. Особенности внимания лиц с компьютерной
зависимостью ........................................................................... 224
Пантелеева К.Ю., Кузнецова О.Е. Особенности групповой культуры
«трудных» классов ................................................................................ 227
Романов Д.В., Корехова М.В. Психологические особенности личности
подростков с девиантным поведением .......................................... 230
Саврицкая Н.В., Савельева Т.И. Влияние семьи на формирование
девиантного поведения несовершеннолетних ......................................... 232
Сергеева И.С., Фокина А.В. Отношения со значимыми людьми у
девиантных подростков .............................................................................. 234
Скрипка
Л.В. Фрустрация как особое психоэмоциональное состояние
личности впервые осужденных к лишению свободы .............. 237
Солдатова Е.И., Корехова М.В. Психологический портрет личности,
склонной к аддиктивному поведению .............................................. 239
Трусова Е.В., Леус Э.В. Анализ виктимности студентов в контексте
личности ................................................................................................. 242
Федотова О.О. Ценности молодежи, предрасположенной к экстремистской
деятельности ............................................................................... 245
Яковлева М.А., Новикова И.А. Психологическое консультирование
несовершеннолетних, подвергшихся физическому и сексуальному
насилию ........................................................................................................ 248
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА СТЫКЕ
ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК
Артеева М.В., Прохорова И.Ф. Потребностно-мотивационный
комплекс посетителей торгово-развлекательного центра ...................... 250
Буторина А.А., Прохорова И.Ф. Восприятие социальной рекламы . 253
Винокурова Я.В. Исследование тревожности и механизмов психологической
защиты у больных ишемической болезнью сердца, имеющих
в анамнезе инфаркт миокарда ............................................................ 256
Драчева Е.А., Казакова Е.В. Влияние факторов риска в раннем
развитии на нейропсихологические показатели памяти у младших
школьников .................................................................................................. 258
Корзина М.И., Лукина Д.С., Некрасова Т.В., Интерфейс как инструмент
психологического воздействия на пользователей .......................... 261
Лохновская М.А., Прохорова И.Ф. Образ Архангельска в глазах его
жителей ......................................................................................................... 263
Лукьянова О.А., Канжин А.В. Отношение к интернет-опосредованному
общению у студентов вуза ................................................................ 266
Львова А.Д. Коррекция нежелательного поведения в рамках подготовки
к школе с применением прикладного анализа поведения (ABA).
Разбор кейса ................................................................................................. 269
305
Стр.305
Маргелите А.Г., Кузнецова О.Е. Особенности восприятия сказки
(на примере художественного фильма) ..................................................... 272
Пирназарова М.М. Социализация как инкультурация ..................... 275
Резниченко С.И. Роль феномена привязанности к домашней среде
в поддержании психологического благополучия .................................... 278
Чурбанова А.С., Раева В.А., Заозерская С.В. Этикет общения в сети
Интернет ....................................................................................................... 281
Явтысая О.В., Канжин А.В. Отношение студентов вузов к общению
в виртуальных социальных сетях ..................................................... 284
Сведения об авторах .............................................................................. 288
306
Стр.306