Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.

Сетевые сообщества в подготовке учителя математики: монография (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКузнецова Ирина Викторовна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц162
ID553977
АннотацияВ монографии рассмотрена проблема формирования методической компетентности будущего учителя математики на основе учебной деятельности студентов в сетевом сообществе, раскрыты теоретико-методологические основы формирования методической компетентности будущего педагога при обучении основным алгебраическим структурам, описана система ее формирования, основанная на использовании сетевого сообщества.
Кому рекомендованоИздание адресовано специалистам в области методики преподавания математических дисциплин
ISBN978-5-261-00895-8
Кузнецова, И.В. Сетевые сообщества в подготовке учителя математики: монография / И.В. Кузнецова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 162 с. — ISBN 978-5-261-00895-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/553977 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ISBN 978-5-261-00895-8 В монографии рассмотрена проблема формирования методической компетентности будущего учителя математики на основе учебной деятельности студентов в сетевом сообществе, раскрыты теоретико-методологические основы формирования методической компетентности будущего педагога при обучении основным алгебраическим структурам, описана система ее формирования, основанная на использовании сетевого сообщества. <...> Издание адресовано специалистам в области методики преподавания математических дисциплин. <...> Особенности формирования профессиональной компетентности будущего учителя при изучении математических дисциплин . <...> Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности учителя математики . <...> Формирование методической компетентности будущего учителя математики при обучении основным алгебраическим структурам . <...> Алгебраические структуры в содержании обучения математике будущих педагогов . <...> Характеристика средств информационно-коммуникационных технологий, применяемых при обучении математике в педагогическом вузе . <...> Использование сервисов Интернета при подготовке учителя математики . <...> Возможности использования сетевого сообщества для формирования методической компетентности учителя математики 3 5 8 8 21 31 44 44 51 64 73 73 89 99 Глава 4. <...> Система формирования методической компетентности будущего учителя математики, основанная на использовании сетевого сообщества . <...> Цели и содержание обучения алгебраическим структурам, направленные на формирование методической компетентности . <...> Поэтому формирование методической компетентности будущего учителя математики необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения студента в педа5 гогическом вузе, а не только на старших курсах. <...> Это возможно через блок педагогических дисциплин и фундаментальных математических дисциплин, среди которых особое место в силу его методологической значимости занимает курс алгебры <...>
Сетевые_сообщества_в_подготовке_учителя_математики_монография.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» И.В. Кузнецова СетеВые СообщеСтВа В подготоВКе учИтеля математИКИ Монография Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 372.851 ББК 74.262.21 К89 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Г.В. Абрамян, доктор педагогических наук, профессор С.Н. Дорофеев Кузнецова, И.В. К89 Сетевые сообщества в подготовке учителя математики: монография / И.В. Кузнецова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 201 с. ISBN 978-5-261-00895-8 В монографии рассмотрена проблема формирования методической компетентности будущего учителя математики на основе учебной деятельности студентов в сетевом сообществе, раскрыты теоретико-методологические основы формирования методической компетентности будущего педагога при обучении основным алгебраическим структурам, описана система ее формирования, основанная на использовании сетевого сообщества. Издание адресовано специалистам в области методики преподавания математических дисциплин. УДК 372.851 ББК 74.262.21 ISBN 978-5-261-00895-8 © Кузнецова И.В., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Введение .................................................................................................... Глава 1. Теоретические аспекты формирования методической компетентности будущего учителя математики ............................. 1.1. Компетентностный подход как основа подготовки педагога в высшей школе ............................................................................... 1.2. Особенности формирования профессиональной компетентности будущего учителя при изучении математических дисциплин ........................................................................................... 1.3. Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности учителя математики ........................ Глава 2. Формирование методической компетентности будущего учителя математики при обучении основным алгебраическим структурам ..................................................................................... 2.1. Алгебраические структуры в содержании обучения математике будущих педагогов .............................................................. 2.2. Подходы к обучению алгебраическим структурам в рамках профессиональной подготовки учителя математики .............. 2.3. Роль обучения алгебраическим структурам в формировании методической компетентности учителя математики .............. Глава 3. Дидактическое значение сетевых сообществ для формирования методической компетентности будущего учителя математики ....................................................................................................... 3.1. Характеристика средств информационно-коммуникационных технологий, применяемых при обучении математике в педагогическом вузе .................................................................... 3.2. Использование сервисов Интернета при подготовке учителя математики .................................................................................... 3.3. Возможности использования сетевого сообщества для формирования методической компетентности учителя математики 3 5 8 8 21 31 44 44 51 64 73 73 89 99
Стр.3
Глава 4. Система формирования методической компетентности будущего учителя математики, основанная на использовании сетевого сообщества ............................................................. 4.1. Модель системы формирования методической компетентности учителя математики .............................................................. 4.2. Цели и содержание обучения алгебраическим структурам, направленные на формирование методической компетентности .................................................................................................. 4.3. Реализация учебных проектов по алгебраическим структурам в сетевом сообществе ........................................................... Заключение .............................................................................................. Библиографический список ................................................................. 110 110 118 135 150 152 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Модернизация системы образования, и особенно педагогического образования, является необходимым условием устойчивого и инновационного развития любой страны. С учетом обновленных требований к профессиональной подготовке современного учителя, готового работать в соответствии с требованиями информационного общества, а также технических, программных и дидактических возможностей информационной образовательной среды, способного осуществлять профессиональные действия и обучать школьников в соответствии с социально-экономическим заказом общества и требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО), актуальной становится разработка новых педагогических моделей формирования и развития компетенций студентов. В системе высшего профессионального образования это в первую очередь – соответствующая подготовка будущего учителя математики, который в школе для обучающегося является не только источником нового предметного знания, но и проводником современных идей, методов, технологий, обеспечивающих формирование и развитие у учеников компетентностей, ориентирующих их на более эффективные способы деятельности при решении различного класса задач. Актуальной и практически значимой становится профессиональная подготовка будущего учителя математики со следующими ведущими идеями: компетентностный подход, активная деятельностная позиция студентов в процессе приобретения ими новых знаний и умений решать профессиональные задачи; активное и многообразное взаимодействие субъектов образовательного процесса; использование широкого спектра информационно-коммуникационных технологий, с выделением ведущей роли технологий сетевого общения. Уровень сформированности методической компетентности будущего учителя математики определяет уровень его профессионализма и будущую успешность в профессии. Поэтому формирование методической компетентности будущего учителя математики необходимо осуществлять на протяжении всего периода обучения студента в педа5
Стр.5
гогическом вузе, а не только на старших курсах. Это возможно через блок педагогических дисциплин и фундаментальных математических дисциплин, среди которых особое место в силу его методологической значимости занимает курс алгебры. Основной целью курса современной алгебры является изучение алгебраических структур с точностью до изоморфизма, которые занимают важное место в подготовке учителя математики, поскольку в неявном виде входят в содержание школьного курса математики. Согласно группе ученых, работавших под псевдонимом Н. Бурбаки, «структуры являются орудиями математики», и только через них можно в определенной степени систематизировать математику, дать общее представление о ней. Умение осмыслить математику с точки зрения структур – это значит отвлечься от ее конкретного содержания, воспользоваться методом и языком математики, в этом и состоит значимость алгебраических структур для формирования методической компетентности будущего педагога. Результаты анализа исследований, посвященных вопросам предметной подготовки будущего учителя математики, существующая практика применения интернет-технологий в педагогическом вузе показывают, что одним из перспективных направлений в процессе формирования методической компетентности будущего учителя математики при обучении алгебраическим структурам является осуществление учебной деятельности на основе использования сервисов Интернета, а именно сетевых сообществ, позволяющих обеспечить качественно новый уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса (горизонтальный), реализовать новые возможности добывания студентами знаний, обмена знаниями, в том числе и за счет многообразных способов и методов доступа и использованию самой разнообразной, актуальной и профессионально значимой информации. Актуальность сказанного усиливается и тем, что способность работать с самой разнообразной информацией в глобальных компьютерных сетях является обязательным требованием к результатам освоения основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» и относится к одной из общекультурных компетенций будущего педагога. Кроме того, стандарт ФГОС основного общего образования устанавливает в качестве требований к результатам освоения выпускником ООП основного общего образования умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать сотрудничество с педагогами и сверстниками. Данные требования к обучающимся обязывает учителя математики быть готовым к формированию у учащихся школ универсальных 6
Стр.6
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться (то есть полноценно освоить все компоненты учебной деятельности), способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Следовательно, осуществляя учебную образовательную деятельность в сетевых образовательных сообществах, будущие учителя математики приобретают и знания теории алгебраических структур, и инновационный опыт методической деятельности в формировании у обучающихся универсальных учебных действий. Анализ профессиональной подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе и, в частности, фундаментальной подготовки позволяет говорить о существовании целого ряда объективных противоречий: – между требованием государства к модернизации высшего педагогического образования – формированием методической компетентности ее выпускников средствами всех образовательных дисциплин и существующей системой их профессиональной подготовки; – между наличием в современном математическом образовании предпосылок, возможностей, факторов, под воздействием которых формируется методическая компетентность будущего учителя математики, и их недостаточной изученностью, в частности, существенной роли теории алгебраических структур в формировании методической компетентности студента-математика; – между потребностью в учителях математики, умеющих осуществлять обучение школьников в информационной образовательной среде с использованием сервисов Интернета и отсутствием целостной системы их внедрения и использования при обучении будущего учителя математики алгебраическим структурам; – между позитивными дидактическими потенциальными возможностями сетевых образовательных сообществ в обучении алгебраическим структурам и их неизученностью в формировании методической компетентности будущего учителя математики. Выделенные противоречия обосновывают актуальность данного исследования, которое направлено на определение теоретических и практических основ формирования методической компетентности будущего учителя математики при обучении теории алгебраических структур, основанной на учебной деятельности в сетевых сообществах. Материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями вузов, аспирантами и студентами, а также на курсах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. 7
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.