Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки  / №3 2013

РОМАН И. В. ГЁТЕ «ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР» КАК СЮЖЕТНАЯ, ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА РАССКАЗА А. Ф. ПИСЕМСКОГО «КОМИК» («МОСКВИТЯНИН», 1851) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторТимашова
Страниц9
ID549749
АннотацияАктуальность и цели. Работа ставит целью начать конкретноэмпирическое изучение направления и аспектов литературного влияния, которое оказывал И. В. Гёте на произведения русского писателя середины ХIХ в. Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881) на протяжении всей его творческой деятельности (1850–1881). Впервые обнаружена и последовательно проанализирована литературная традиция, связывающая сюжет, образ главного героя и эстетические манифесты рассказа А. Ф. Писемского «Комик» с поэтикой и эстетической программой романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». В то же время намечается расширение проблематики путем введения журнально-критического контекста: интерес к наследию Гёте в «толстых» журналах 1840–1850-х гг. вообще и в журнале «Москвитянин», где Писемский начал литературную деятельность в частности. Материалы и методы. Статья синтезирует сопоставительный, историко-литературный и журнальнокритический методы. Результаты. Выводы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы ХIХ в., спецкурсах по изучению творческого наследия А. Ф. Писемского, при изучении руссконемецких литературных связей. Выводы. Доказано, что интерес русского писателя к Гёте – теоретику литературы, толкователю Шекспира, не ограничивался стремлением творчески интерпретировать, «пересадив» на русскую почву, близкие ему сюжеты и образы. Он заключался в усвоении ключевых эстетических категорий. Выявлены особенности индивидуальной поэтики двух писателей, близость их эстетических позиций в период становления эстетических взглядов Писемского (1850-е гг.). Так, например, Писемский воспринял выработанную Гёте концепцию воспитания художника, судьба которого в бóльшей степени определяется условиями воспитания, нежели абстрактной силой гениальности или счастливого случая. Близка русскому писателю убежденность Гёте в вечной ценности и невозможности вольных интерпретаций классического текста. В области поэтики можно говорить о появлении в творчестве Писемского своеобразных «двойников» – контрастных второстепенных персонажей, чьи индивидуальные характеристики, однако, не выходят за рамки типической посредственности – опять-таки под влиянием советов Гёте, изложенных в его романе о художнике. Доказывается, что литературные влияния на Писемского следует рассматривать в контексте идейно-эстетической программы журнала «Москвитянин» времени «молодой редакции» под руководством А. Н. Островского и Ап. Григорьева
УДК80
Тимашова, О.В. РОМАН И. В. ГЁТЕ «ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР» КАК СЮЖЕТНАЯ, ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА РАССКАЗА А. Ф. ПИСЕМСКОГО «КОМИК» («МОСКВИТЯНИН», 1851) / О.В. Тимашова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки .— 2013 .— №3 .— С. 77-85 .— URL: https://rucont.ru/efd/549749 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГЁТЕ «ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР» КАК СЮЖЕТНАЯ, ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА РАССКАЗА А. Ф. <...> Работа ставит целью начать конкретноэмпирическое изучение направления и аспектов литературного влияния, которое оказывал И. В. Гёте на произведения русского писателя середины ХIХ в. <...> Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881) на протяжении всей его творческой деятельности (1850–1881). <...> Впервые обнаружена и последовательно проанализирована литературная традиция, связывающая сюжет, образ главного героя и эстетические манифесты рассказа А. Ф. Писемского «Комик» с поэтикой и эстетической программой романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». <...> В то же время намечается расширение проблематики путем введения журнально-критического контекста: интерес к наследию Гёте в «толстых» журналах 1840–1850-х гг. вообще и в журнале «Москвитянин», где Писемский начал литературную деятельность в частности. <...> Выводы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы ХIХ в., спецкурсах по изучению творческого наследия А. Ф. Писемского, при изучении руссконемецких литературных связей. <...> Доказано, что интерес русского писателя к Гёте – теоретику литературы, толкователю Шекспира, не ограничивался стремлением творчески интерпретировать, «пересадив» на русскую почву, близкие ему сюжеты и образы. <...> Он заключался в усвоении ключевых эстетических категорий. <...> Выявлены особенности индивидуальной поэтики двух писателей, близость их эстетических позиций в период становления эстетических взглядов Писемского (1850-е гг.) <...> Близка русскому писателю убежденность Гёте в вечной ценности и невозможности вольных интерпретаций классического текста. <...> В области поэтики можно говорить о появлении в творчестве Писемского своеобразных «двойников» – контрастных второстепенных персонажей, чьи индивидуальные характеристики, однако, не выходят за рамки типической посредственности – опять-таки под влиянием <...>