Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Институт педагогики и психологии Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по организации работы и функционированию Детских комнат для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным профессиональным образовательным программам Архангельск САФУ 2014 УДК 373.22(075) ББК 74.100.5я73 М54 Авторы: Н.Ю. Флотская, Т.В. Волокитина, С.Ю. Буланова, Г.Н. Голоухова, Г.Н. Градова, С.А. Лобач, М.А. Пономарева, Е.В. Пекишева, А.С. Лебедева, З.М. Усова Рецензенты: Е.А. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии и психиатрии СГМУ; Т.В. Молодцова, кандидат педагогических наук, доцент Института открытого образования Архангельской области Методические рекомендации для образовательных организаМ54 ций высшего образования по организации работы и функционированию Детских комнат для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным профессиональным образовательным программам / Н.Ю. Флотская, Т.В. Волокитина, С.Ю. Буланова [и др.] <...> ISBN 978-5-261-01001-2 Методические рекомендации составлены для сопровождения работы и функционирования Детских комнат, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным профессиональным образовательным программам в образовательных организациях высшего образования. <...> М.В. Ломоносова, 2014 Издание подготовлено при поддержке федеральной целевой программы по проекту «Разработка и апробация модели системы осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых Оглавление 1. <...> Методические рекомендации по организации работы и функционированию <...>
Методические_рекомендации_для_образовательных_организаций_высшего_образования_по_организации_работы_и_функционированию_Детских_комнат_для_осуществления_присмотра_и_ухода_за_детьми_дошкольного_возраста_titlebreak__профессиональным_образовательным_программам.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Методические рекомендации
для образовательных организаций высшего
образования по организации работы
и функционированию Детских комнат
для осуществления присмотра и ухода за детьми
дошкольного возраста, родители которых
обучаются по основным профессиональным
образовательным программам
Архангельск
САФУ
2014
Стр.1
УДК 373.22(075)
ББК 74.100.5я73
М54
Авторы:
Н.Ю. Флотская, Т.В. Волокитина, С.Ю. Буланова, Г.Н. Голоухова,
Г.Н. Градова, С.А. Лобач, М.А. Пономарева, Е.В. Пекишева,
А.С. Лебедева, З.М. Усова
Рецензенты: Е.А. Бочарова, доктор медицинских наук, доцент кафедры
клинической психологии и психиатрии СГМУ; Т.В. Молодцова,
кандидат педагогических наук, доцент Института открытого
образования Архангельской области
Методические рекомендации для образовательных организаМ54
ций высшего образования по организации работы и функционированию
Детских комнат для осуществления присмотра и ухода за детьми
дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным
профессиональным образовательным программам / Н.Ю. Флотская,
Т.В. Волокитина, С.Ю. Буланова [и др.]; Сев. (Арктич.) федер.
ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: САФУ, 2014. – 100 с.
ISBN 978-5-261-01001-2
Методические рекомендации составлены для сопровождения работы
и функционирования Детских комнат, осуществляющих присмотр и
уход за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются по
основным профессиональным образовательным программам в образовательных
организациях высшего образования.
Издание предназначено для специалистов организаций высшего образования,
практических работников дошкольных образовательных учреждений,
слушателей курсов повышения квалификации, менеджеров в
образовательной сфере, бизнес-структур и частных предпринимателей.
УДК 373.22(075)
ББК 74.100.5я73
обучаются по основным профессиональным образовательным программам
в образовательных организациях высшего образования», номер открытого
конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-217.089
ISBN 978-5-261-01001-2
© Флотская Н.Ю., Волокитина Т.В.,
Буланова С.Ю. и др., 2014
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2014
Издание подготовлено при поддержке федеральной целевой программы
по проекту «Разработка и апробация модели системы осуществления
присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых
Стр.2
Оглавление
1. Методические рекомендации по организации работы и функционированию
Детских комнат для осуществления присмотра
и ухода за детьми дошкольного возраста, родители которых
обучаются по основным профессиональным образовательным
программам .......................................................................................
1.1. Общие положения ......................................................................
1.2. Обоснование принципов построения моделей и технологий
работы комнат для осуществления присмотра и ухода за
детьми дошкольного возраста ..................................................
1.3. Рекомендации по созданию модели комнаты для осуществления
присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста,
родители которых обучаются по основным профессиональным
образовательным программам.................................
1.4. Рекомендации по организации предметно-пространственной
среды комнаты для осуществления присмотра и ухода
за детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются
по основным профессиональным образовательным
программам ................................................................................
1.5. Рекомендации по организации кадрового обеспечения комнаты
для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного
возраста ...................................................................
5
5
10
12
15
31
1.6. Рекомендации по организации финансового обеспечения
комнаты для осуществления присмотра и ухода за детьми
дошкольного возраста, родители которых обучаются по основным
профессиональным образовательным программам 34
1.7. Рекомендации по разработке технологии функционирования
комнаты для осуществления присмотра и ухода за
детьми дошкольного возраста, родители которых обучаются
по основным профессиональным образовательным программам
.......................................................................................
3
40
Стр.3
2. Методические рекомендации по организации курсов повышения
квалификации «Организация и содержание работы по
уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в Детской
комнате» .............................................................................................
2.1. Рекомендации по разработке программы курсов повышения
квалификации .....................................................................
2.2. Технологии обучения, используемые в процессе реализации
программы курсов повышения квалификации ..............
Список литературы ................................................................................
Приложения .............................................................................................
Приложение 1. Образцы инструкций для функционирования
Детской комнаты ...............................................................................
Приложение 2. Рекомендуемое оборудование комнаты для осуществления
присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста
Приложение 3. Виды взаимодействий взрослого и ребенка для
организации предметно-манипулятивной деятельности ............
Приложение 4. Методические рекомендации по организации
сюжетно-ролевой игры с дошкольниками.....................................
Приложение 5. Методические рекомендации по использованию
нетрадиционных техник рисования ......................................
Приложение 6. Примерный перечень книг для детского чтения
Приложение 7. Анкета для посетителей комнаты для осуществления
присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста ......
Приложение 8. Готовность к осуществлению деятельности в
комнате по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста
46
46
50
52
54
54
73
74
78
83
86
88
89
Стр.4