Мейер Фортес (1906–1983) – один из признанных классиков бри танской социальной антропологии, автор особой, психологическиориентированной версии функционализма. <...> Наиболее известны его исследования талленси и ашанти в Гане, освещенные в таких публикациях, как «Ди намика клановой структуры у талленси» (1945), «Сеть родства у талленси» (1959), «Эдип и Иов в западноафриканской религии» (1959). <...> МЕЙЕР ФОРТЕС РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА РИТУАЛА ПРОРИЦАНИЯ* Аннотация: В статье анализируется природа ритуала прорицания. <...> Он определя ется как действие, направленное на оккультное и заключающее в себе овладение ок культным посредством его схватывания, связывания и инкорпорации в нормальную жизнь индивидов и групп. <...> В этих пределах автор детально рассматривает ритуал прорицания у талленси, в том числе его поводы, технику и код. <...> 41 КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Прорицание – это относительно ясно очерченная конфигурация ритуального действия, воплощающая в себе фундаментальные составляющие религиозных и маги ческих систем и легкодоступная для повторного наблюдения. <...> Во многих подобных системах по всему миру оно является краеугольным институтом, а прорицатель – клю чевым функционером в соответствующих культовых деяниях. <...> Однако здесь я не намерен обсуждать прорицание как таковое. <...> Если, рассуждая таким образом, мы подчеркиваем их внешнюю форму, то коле нопреклонение истового католика перед высоким алтарем есть всего лишь вариа ция того почтительного поклона, с помощью коего простолюдин приветствует ко ролевскую особу. <...> Отсюда всего лишь шаг до позиции, что нет такой вещи, как ритуал per se, т.е. никаких действий, высказываний, идей и верований, специфически относящихся к 42 Мейер Фортес. <...> Религиозные предпосылки и логическая техника ритуала прорицания области, которую мы можем идентифицировать с помощью термина «ритуал», в про тивоположность всему прочему в социальной жизни, являющемуся <...>