Геннадий Гусев Странствие В далекой древности родилась мечта о справедливом устройстве общества, о торжестве добра над злом. <...> Мы продолжаем рассказывать о приключениях этой мечты, ее сложном пути среди людей до наших дней. <...> Читайте начало в №№ 4, 6–21 2013 г. великой мечты Дон Кихот Позднее Возрождение сдавлено железным обручем наступающей феодальной и клерикальной реакции. <...> Многие поборники Ренессанса в конце концов погрязли в распрях между католиками и протестантами, пуще церкви боялись пожара стихийных крестьянских бунтов, метались между мечтой и троном. <...> Однако внутренние потенции Возрождения были столь велики, что именно в конце пути, умудренное и просветленное, оно выдвинуло для философии, социальной мысли и искусства уже не масштаб одной личности, или города, или страны, но масштаб человечества. <...> В злосчастном 1616 году человечество осиротело дважды: угасли сразу два могучих светильника разума, добра и правды. <...> Угасли — чтобы всегда светить потомкам ярким пламенем величавых своих творений, неразрывно, «антеевой связью» соединенных с народной почвой, народной жизнью, народной мечтой. <...> Сын бедного испанского лекаря МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (1547— 1616 гг.) подарил миру один из самых живых, пленительных и загадочных литературных образов — хитроумного идальго Дон-Кихота Ламанчского. <...> Вместе с ним и благодаря ему Сервантес выдвинул и заострил с позиций гуманизма целый ряд жгуче современных и вместе с тем вечных, общечеловеческих социальных и нравственных проблем. <...> Молодому Сервантесу, доблестному воину, во время его пятилетнего пребывания в Италии открылся во всем блеске мир живой красоты, созданной Возрождением. <...> Она сразу — и навсегда — покоряет пылкого испанца. <...> Она помогла ему превозмочь нечеловеческие страдания долгого плена, не позволила душе окаменеть в громадном застенке инквизиции, имя которому — Испания XVI века. <...> Но подвиг стал поистине бессмертным, когда гений Сервантеса одел его <...>