Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учеб. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторПоляшова Наталья Владимировна
АвторыНовикова Ирина Альбертовна, Маракушина Ирина Геннадьевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц148
ID531368
АннотацияВ учебном пособии представлен теоретический материал, освещающий организацию, принципы и технологию здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе. Основное внимание уделено комплексному рассмотрению используемых в образовательном процессе диагностических материалов, позволяющих эффективно решать проблему развития культуры здоровья учеников.
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», педагогов-практиков, работников социальной сферы
ISBN978-5-261-00737-1
Поляшова, Н.В. Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учеб. пособие / И.А. Новикова, И.Г. Маракушина; Н.В. Поляшова .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2012 .— 148 с. — ISBN 978-5-261-00737-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/531368 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие адаптационных способностей детей в здоровьесберегающем образовательном процессе Глава 1. <...> Здоровьесберегающий образовательный процесс и принципы его построения . <...> Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе . <...> На современном этапе развития образования приоритетной является задача создания здоровьесберегающего образовательного пространства. <...> Здоровьесберегающие технологии, вошедшие в практику общего образования, положительно отражаются на функциональном состоянии организма детей [Безруких, 2004; Митаева; Смирнов, 2006]. <...> Начальная школа считается адаптационным периодом к образовательному процессу в целом, что требует от ребенка определенного уровня психологического и физиологического развития [Безруких, 2009; Вайнер, 2004]. <...> Сохранение и укрепление здоровья детского населения на Севере в настоящее время приобретает большую значимость. <...> Здоровье как междисциплинарное понятие Целенаправленная организация здоровьесберегающей деятельности возможна только при наличии четких представлений о сущности категории «здоровье». <...> Прежде всего, проблема здоровья и вопросы предупреждения неблагополучия в развитии стали предметом наиболее пристального внимания в конце 60 – начале 70-х годов ХХ века. <...> Именно тогда во многих медицинских, педагогических и психологических публикациях стали активно обсуждаться факты, свидетельствующие о серьезных проблемах здоровья детей дошкольного и, прежде всего, школьного возраста. <...> 7 В отечественных работах последних лет отмечается, что численность абсолютно здоровых детей школьного возраста колеблется от 1,5 до 4,3% [Пахальян, 2006]. <...> К одной из таких задач относится «развитие личности детей, сохранение и укрепление здоровья школьников, а реально – сохранение детства как важнейшего ресурса современного общества…» [Рубцов]. <...> Выделяя в качестве цели практической психологии образования психологическое здоровье ребенка, ученые и практики <...>
Психологические_основы_здоровьесберегающего_образователь_ного_процесса_в_начальной_школе_учеб._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Н.В. Поляшова, И.А. Новикова, И.Г. Маракушина Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2012
Стр.1
УДК 37.015.3+371.71-057.874(075.8) ББК 88.840я73+74.200.545я73 П549 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: доктор медицинских наук, доцент Е.А. Бочарова, кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Молодцова Поляшова, Н.В. П549 Психологические основы здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе: учеб. пособие / Н.В. Поляшова, И.А. Новикова, И.Г. Маракушина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. – 147 с. ISBN 978-5-261-00737-1 В учебном пособии представлен теоретический материал, освещающий организацию, принципы и технологию здоровьесберегающего образовательного процесса в начальной школе. Основное внимание уделено комплексному рассмотрению используемых в образовательном процессе диагностических материалов, позволяющих эффективно решать проблему развития культуры здоровья учеников. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», педагогов-практиков, работников социальной сферы. УДК 37.015.3+371.71-057.874(075.8) ББК 88.840я73+74.200.545я73 ISBN 978-5-261-00737-1 © Поляшова Н.В., Новикова И.А., Маракушина И.Г., 2012 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2012
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................... Часть I. Развитие адаптационных способностей детей в здоровьесберегающем образовательном процессе Глава 1. Теоретические основы организации здоровьесберегающего образовательного процесса ............................................ § 1.1. Здоровье как междисциплинарное понятие .................... § 1.2. Адаптация и адаптационные способности ..................... § 1.3. Развитие адаптационных способностей .......................... § 1.4. Влияние учебных нагрузок на показатели здоровья школьников ................................................................................... Глава 2. Психолого-педагогические принципы и технологии организации здоровьесберегающего образовательного процесса § 2.1. Здоровьесберегающий образовательный процесс и принципы его построения ..................................................................... § 2.2. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе .............................................................. Выводы .................................................................................................... Часть II. Диагностический комплекс по изучению особенностей здоровьесбережения детей в образовательном процессе Глава 3. Обоснование комплекса диагностики адаптационных способностей школьников ........................................................ Глава 4. Характеристика методов диагностики адаптационных способностей учеников .............................................................. 66 § 4.1. Диагностика состояния здоровья и психологической адаптации .............................................................................................. § 4.2. Диагностика физиологической адаптации ..................... § 4.3. Диагностика социальной адаптации ............................... § 4.4. Интегральный адаптационный потенциал ..................... 103 71 71 90 99 Выводы .................................................................................................... 106 3 7 7 21 30 41 51 51 59 65 5
Стр.3
Приложения ............................................................................................ 107 Приложение 1. Программа организации здоровьесберегающего образовательного процесса (на примере МОУ НШДС № 77) ............................................................................................ 107 Приложение 2. Методики диагностики состояния здоровья и психологической адаптации .................................................... 118 Приложение 3. Данные длины и массы тела у мальчиков и девочек ........................................................................................... 130 Приложение 4. Методика диагностики социальной адаптации. Шкала социально-психологической адаптированности 132 Библиографический список ................................................................ 137
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Здоровье подрастающего поколения является одной из фундаментальных проблем современного общества. На современном этапе развития образования приоритетной является задача создания здоровьесберегающего образовательного пространства. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования декларирует приоритет сохранения здоровья детей в процессе обучения [Антропова, 2002; Апанасенко; Дубровинская; Розин]; по данным специалистов [Айзман; Казин], около 90% детей в России имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. Здоровьесберегающие технологии, вошедшие в практику общего образования, положительно отражаются на функциональном состоянии организма детей [Безруких, 2004; Митаева; Смирнов, 2006]. Остается нерешенным вопрос комплексного научно-обоснованного применения здоровьесбережения в образовательном процессе. Наиболее активно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения теории адаптации [Баевский, 1997; Баранов, 2004]. Согласно этой концепции, здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь – как результат срыва адаптации. Начальная школа считается адаптационным периодом к образовательному процессу в целом, что требует от ребенка определенного уровня психологического и физиологического развития [Безруких, 2009; Вайнер, 2004]. Хороший уровень развития адаптационных способностей позволяет младшему школьнику адекватно реагировать на учебные нагрузки, успешно адаптироваться в школе, эффективно осваивать учебный материал. Сохранение и укрепление здоровья детского населения на Севере в настоящее время приобретает большую значимость. Это связано с ухудшающимися демографическими, биологическими и 5
Стр.5
социально-гигиеническими факторами [Волокитина; Макарова]. Дети, обучающиеся на Европейском Севере, подвергаются негативному влиянию целого комплекса медико-биологических, социальных, климато-географических факторов [Баранов, 1997; Грибанов]. Если влияния внешней среды соответствуют возможностям организма, зрелости его систем, то они оказывают благоприятное, стимулирующее влияние; в противном случае могут возникать неблагоприятные изменения – нарушение роста и развития, отклонения в психическом и физическом здоровье. Длительность, постепенность и неравномерность развития определяет различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.