УДК 621.43 Проверка эффективности применения ребер жесткости юбки поршня малоразмерного дизеля Efficiency checking of use of stiffening ribs for piston skirt of a low-sized diesel engine С. В. ПУТИНЦЕВ, д-р техн. наук А. Г. АГЕЕВ, инж. <...> Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, putintsev50@yandex.ru Актуальность работы связана с проблемой высоких механических потерь на трение в безнаддувных быстроходных малоцилиндровых четырехтактных поршневых дизелях. <...> Цель исследования состоит в проверке эффективности применения опытного поршня с жесткой юбкой, по предварительным данным обеспечивающего снижение механических потерь в цилиндро-поршневой группе. <...> Метод проверки заключался в сравнении контрольных показателей серийного и опытного поршней. <...> В качестве контрольных показателей приняты: сила трения поршня в цилиндре и формируемые ее работой механические потери; температуры в характерных зонах поршня; температуры стенки цилиндра и моторного масла, обусловленные трением поршня; момент сопротивления прокручиванию коленчатого вала установки с поршнем в цилиндре. <...> Сравнение проводилось как на основе моделирования, так и на основе экспериментов на макетной установке, выполненной на базе малоразмерного дизеля 1Ч 85/80 (ТМЗ-450Д). <...> Объекты сравнения — серийный поршень указанного дизеля и опытный поршень с повышенной жесткостью юбки, что обеспечивается специальными ребрами жесткости, связывающими стенку юбки с бобышками поршня. <...> Результаты моделирования показали преимущество опытного поршня перед серийным по признакам снижения: механических потерь на 4%, износа юбки поршня на 33 %, температур центра камеры сгорания и верхней кромки днища поршня на 5 и 10 % соответственно. <...> Экспериментальная проверка позволила установить, что опытный поршень при прочих равных условиях прокрутки без сжатия, сгорания и охлаждения обеспечил снижение момента сопротивления прокручиванию на 3%, температур стенки цилиндра на 9% и моторного масла на 6%. <...> Результаты сравнительного расчетного <...>