УДК 36
ББК 65.27
C69
Авторы:
Н. Ф. Басов — доктор педагогических наук (редактор, предисловие, разд. I, X,
XI:1, 2, 3, приложение);
В. М. Басова — доктор педагогических наук (разд. XVI, XI:5);
С. В. Бойцова — кандидат педагогических наук (разд. III, XIII, XI:6; XIV);
О. Н. Веричева — кандидат педагогических наук (разд. IV, XIII, XI:4 в соавт.
с Е. М. Карповой);
Ж. А. Захарова — кандидат педагогических наук, Ю. В. Румянцев — кандидат
педагогических наук (разд. VIII, XI:8);
А. Г. Кирпичник — кандидат психологических наук (разд. XVII);
Б. В. Куприянов — кандидат педагогических наук (разд. II, XI:7, 9);
А. В. Воронцова — кандидат педагогических наук (разд. V, XI:10);
О. Б. Скрябина — кандидат педагогических наук (разд. XI:13, XV, XVIII);
Е. Е. Смирнова — кандидат педагогических наук (разд. VI, IX, XI:12);
А. И. Тимонин — кандидат педагогических наук, О. А. Павлова — кандидат
педагогических наук (разд. XI:14, XIX);
Н. Б. Топка — кандидат педагогических наук (разд. VII, XI:11).
C69
Социальная работа: Учебное пособие для бакалавров
/ Под ред. д. п. н., проф. Н. Ф. Басова. — 6-е изд.,
стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков
и К°», 2023. — 352 с.
ISBN 978-5394-05182-1
В учебном пособии раскрываются основы истории, теории
и технологии социальной работы, содержание социальной
работы с гражданами пожилого возраста, молодежью, безработными,
мигрантами, инвалидами, военнослужащими.
Особое внимание уделено прогнозированию, проектированию
и моделированию социальной работы, ее профессиональноэтическим
аспектам, а также содержанию и методике психосоциальной
и педагогической деятельности в системе социальной
работы.
Пособие выполнено в доступной для студентов форме
постановки вопросов к зачетам и экзаменам и полных ответов
на них.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
подготовки «Социальная работа», а также для практических
работников.
ISBN 978-5394-05182-1
© Коллектив авторов, 2014
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2014
355
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
I. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. Истоки российского милосердия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Эволюция социального строя и изменение характера
благотворительности в России
(X — первая половина XVIII в.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Законодательное закрепление социальных функций
государства. Социальные реформы Петра I . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4. “Просвещенный абсолютизм” Екатерины II
в социальной сфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
5. Взаимодействие государственного и общественного
благотворения в первой половине XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
6. Либеральные реформы второй половины XIX в.
и развитие системы призрения в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
7. Социальная помощь в России начала XX в. (до 1917 г.) . . . . . 24
8. Мероприятия советского правительства
по реорганизации системы социального обеспечения
в 20–30-е гг. XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
9. Основные направления социального обеспечения
в условиях военного времени 1941–1945 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
10. Социальная политика и социальная работа во второй
половине 1940-х — первой половине 1980-х гг. . . . . . . . . . . . . . . . . 30
11. Развитие социальной работы в современных условиях
(вторая половина 1980-х гг. — начало XXI в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
II. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1. Объект, предмет и категории теории социальной работы,
ее интегративно-комплексный характер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
2. Теоретические парадигмы социальной работы. . . . . . . . . . . . . . 37
3. Проблема научной идентификации социальной работы . . . . 39
4. Объекты и субъекты социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
5. Принципы и закономерности социальной работы . . . . . . . . . . . 41
6. Направления, уровни, формы и методы социальной
работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44
7. Проблемы эффективности в социальной работе . . . . . . . . . . . . 46
3
Стр.3
8. Проблемы и ориентиры развития теории социальной
работы в ХХI в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
III. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
1. Сущность и принципы социальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . 50
2. Субъекты и объекты социальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
3. Социальная политика и социальная безопасность . . . . . . . . . . 53
4. Социальное и правовое государство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
5. Основные приоритеты социальной политики
в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
6. Проблема бедности и пути ее решения в социальной
политике государства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
7. Социальная политика в муниципальных образованиях . . . . 61
8. Система социального страхования в Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
9. Государственная жилищно-коммунальная политика . . . . . . 65
10. Социальная политика государства в области
здравоохранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
11. Социальная политика в области труда и занятости . . . . . . . 68
12. Политика государства в области социального
партнерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
13. Эффективность социальной политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
IV. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
1. Сущность, принципы и основные понятия технологии
социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
2. Технология первичного приема в социальной работе . . . . . . . 77
3. Технология социального патронажа в социальной работе . . . . 79
4. Социальная диагностика: цель, этапы и способы
проведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
5. Технология социальной профилактики в социальной
работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
6. Технология социальной адаптации клиента . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
7. Технология социальной реабилитации в социальной
работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
8. Технология социальной терапии в социальной работе . . . . . . 90
V. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
1. Этика социальной работы — учение о моральнонравственных
основах профессиональной социальной
работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
2. Профессиональные ценности социальной работы,
их содержание и структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
4
Стр.4
3. История становления ценностей социальной работы
в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
4. “Этика социальной работы: принципы и стандарты”.
Характеристика документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
5. “Профессионально-этический кодекс социального
работника России”, “Кодекс этики и служебного поведения
работников органов управления социальной защиты
населения и учреждений социального обслуживания”.
Характеристика документов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101
6. Сущность деонтологии социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
7. Профессионально значимые качества личности
специалиста по социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
8. Ролевые позиции специалиста по социальной работе . . . . . 108
9. Этикет социального работника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
10. Этические принципы социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
VI. УПРАВЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ . . . . . . . . . . . . . . . 113
1. Управление социальной работой как вид деятельности . . . 113
2. Стратегия и тактика управления в системе
социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
3. Организация и иерархия управления в системе
социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
4. Мотивация труда сотрудников учреждений социальной
защиты и социального обслуживания населения . . . . . . . . . . . . 118
5. Контроль как функция управления социальной
работой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
6. Методы управления учреждениями социальной защиты
и социального обслуживания населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
7. Принятие и реализация управленческих решений
в системе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
8. Организация работы органов социальной защиты
населения в Российской Федерации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
9. Управление персоналом в системе социальной работы . . . . 128
10. Повышение профессиональной компетентности
специалистов по социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
11. Информационное обеспечение управления
учреждениями социальной защиты и социального
обслуживания населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
VII. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И МОДЕЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ . . . . . . 133
1. Сущность прогностической деятельности в социальной
работе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
2. Сущность проектной деятельности в социальной работе . . . . 135
5
Стр.5
3. Технология проектирования в социальной работе . . . . . . . . . 137
4. Технология моделирования в социальной работе . . . . . . . . . . 138
VIII. СЕМЬЕВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
1. Предмет, цель, задачи семьеведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
2. Брак и семья как фактор стабильности общества . . . . . . . . . . 143
3. Основные функции семьи в изменяющемся мире . . . . . . . . . . 144
4. Социально-экономическое положение семьи . . . . . . . . . . . . . . . 146
5. Культура и быт семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
6. Особенности реализации государственной семейной
политики в современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
7. Принципы социальной защиты семьи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
8. Развитие и совершенствование денежных
и натуральных выплат семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
9. Охрана материнства и детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
10. Особенности социальной работы с многодетной семьей . . 158
11. Социальная работа с семьями, имеющими в своем
составе инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
12. Социальные проблемы неполных семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
13. Социальная работа с семьей пожилых людей . . . . . . . . . . . . . 164
14. Службы социальной помощи семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
IX. ГЕНДЕРОЛОГИЯ И ФЕМИНОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
1. Гендерология и феминология как научные дисциплины . . . . 167
2. Методы гендерного анализа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
3. Сущность процесса гендерной (дифференциальной)
социализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
4. Культура пола, стереотипы мускулинности
и феминности в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
5. Мужская и женская гендерные роли и входящие
в них нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
6. Гендерные системы в различных сферах
жизнедеятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
7. Эволюция проблемы пола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
8. Гендерные аспекты социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
9. Женский вопрос и его эволюция. Проблемы женского
движения в прошлом и настоящем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
10. Половозрастные характеристики и социальный
статус женщины в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
X. СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
1. Возникновение и развитие социальной геронтологии. . . . . . 186
2. Предмет социальной геронтологии и ее место
в структуре современной науки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
6
Стр.6
3. Социологические и демографические вопросы старости
и старения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
4. Особенности здоровья населения пожилого
и старческого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
5. Организация медико-социального обслуживания людей
пожилого и старческого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
6. Государственно-правовые основы социальной работы
с пожилыми людьми . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
7. Пенсионное обеспечение пожилых людей . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
8. Особенности социальной работы с населением
пожилого возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199
XI. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ . . . . . . . . . . . . . . . 203
1. Государственная молодежная политика
в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
2. Законодательно-правовые основы социальной работы
с молодежью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
3. Основные направления социальной работы с молодежью . . . . . 210
4. Деятельность учреждений органов по делам молодежи . . . 214
5. Социальная помощь уязвимым категориям молодежи . . . . 217
6. Социальная работа с безработной молодежью . . . . . . . . . . . . . 222
7. Социальная работа с молодыми инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . 224
8. Особенности социальной работы с молодой семьей . . . . . . . . 226
9. Социальная работа в сфере молодежного досуга . . . . . . . . . . . 228
10. Развитие волонтерства в молодежной среде . . . . . . . . . . . . . . 230
11. Инновационные проекты в социальной работе
с молодежью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232
12. Гендерные аспекты социальной работы с молодежью . . . . 234
13. Социальная работа с молодыми мигрантами . . . . . . . . . . . . . . 236
14. Педагогическое обеспечение социальной работы
с молодежью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238
XII. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С БЕЗРАБОТНЫМИ
ГРАЖДАНАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
1. Занятость населения как категория и состояние
общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240
2. Нормативно-правовые основы системы труда
и занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242
3. Рынок труда и его функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
4. Понятие, виды и динамика безработицы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246
5. Цели и задачи Федеральной службы по труду
и занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248
6. Технология деятельности органов службы занятости
населения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249
7
Стр.7
7. Государственные гарантии безработным гражданам . . . . . . 251
8. Меры активной политики занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
9. Взаимодействие с работодателем в системе занятости . . . . 254
10. Работа службы занятости с различными категориями
безработных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
11. Социально-психологические аспекты деятельности
службы занятости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
12. Продолжительность безработицы и ее последствия.
Социальная работа с длительно неработающими
гражданами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258
13. Социальная работа с безработными женщинами . . . . . . . . . 259
14. Организация труда и занятости инвалидов . . . . . . . . . . . . . . . 260
XIII. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ . . . . . . . . . . . . 262
1. Сущность социальной работы с инвалидами . . . . . . . . . . . . . . . 262
2. История социальной работы с инвалидами в России . . . . . . 264
3. Социальная работа с инвалидами в учреждениях
полустационарного социального обслуживания . . . . . . . . . . . . . . 267
4. Социальная работа с инвалидами в учреждениях
стационарного социального обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 270
XIV. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ,
ГРАЖДАНАМИ, УВОЛЕННЫМИ С ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНАМИ ИХ СЕМЕЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
1. Особенности правового статуса военнослужащих
в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
2. Обязанности, права и свободы военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. . . . 274
3. Социальная защита военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей. . . . . . . . . . . . . 276
4. Социальная работа по решению жилищных проблем
военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
XV. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ . . . . . . . . . . . . . . 281
1. Миграция населения как проблема социальной работы . . . 281
2. Государственная миграционная политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
3. Содержание социальной работы с мигрантами . . . . . . . . . . . . . 284
4. Социальная работа с беженцами и вынужденными
переселенцами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
5. Социальная работа с трудовыми мигрантами . . . . . . . . . . . . . . 288
XVI. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
8
Стр.8
1. Педагогический компонент в содержании социальной
работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
2. Социально-педагогический процесс: сущность
и содержание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
3. Профессия социального педагога, содержание
и основные направления его деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
4. Особенности деятельности социального педагога
в современной системе социальной помощи населению . . . . . 298
XVII. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ . . . . . . . . 301
1. Понятие психосоциальной работы. Ее место и роль
в системе социальной работы. Объекты психосоциальной
работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
2. Содержание и методика психосоциальной работы . . . . . . . . . 302
3. Психосоциальные технологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
XVIII. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ . . . . 309
1. Конфликтология как наука. Место конфликтологии
в системе социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309
2. Сущность и структурные элементы конфликта . . . . . . . . . . . . 311
3. Виды конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
4. Динамика конфликта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314
5. Стратегии поведения участников конфликта . . . . . . . . . . . . . . 316
6. Профилактика и предупреждение конфликтов
в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318
7. Переговорный процесс как способ конструктивного
разрешения
конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
8. Арбитраж как способ урегулирования конфликтов
в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
9. Медиация как способ конструктивного разрешения
конфликтов в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
XIX. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
1. Социальная работа как отрасль научных знаний . . . . . . . . . . 324
2. Особенности научно-исследовательской деятельности
в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326
3. Планирование и организация исследований в области
социальной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328
4. Формирование научного аппарата в исследованиях
по социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329
5. Основные требования к оформлению итогов
исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334
9
Стр.9
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 342
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Примерный перечень проблем,
выносимых на государственный экзамен
по направлению подготовки “Социальная работа”
(квалификация (степень) “бакалавр”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
2. Требования к государственному экзамену
по направлению подготовки “Социальная работа”
(квалификация (степень) “бакалавр”) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350
10
Стр.10