Аннотация | Колесные лесные машины в настоящее время доминируют в лесозаготовительном производстве в России и в мире. Ежегодно в нашей стране увеличивается доля машинной заготовки древесины по скандинавской технологии, предусматривающей выполнение валки деревьев, их очистки от сучьев и раскряжевки прямо на
пасеке. Так работают не только классические двухмашинные комплексы, состоящие
из харвестера и форвардера, но и трехмашинные (в ряде регионов Сибири), включающие валочно-пакетирующий агрегат, работающий на пасеке процессор и форвардер
для трелевки получаемых сотиментов. Проблема повышения эффективности работы
форвардеров актуальна для лесопромышленного комплекса. Ее решение возможно на
основе оценки проектных решений с использованием современных средств моделирования и оптимизации процессов на стадии разработки. Такой подход требует глубоких
теоретических и экспериментальных исследований, представляет большой научный и
практический интерес. При определении максимального объема трелюемой древесины
учитывают следующие ограничения машины: по грузоподъемности; по касательной
силе тяги; по сцеплению движителя с грунтом (касательная сила тяги не должна превышать силу сцепления движителя с поверхностью движения – почвогрунтом лесосеки).
Кроме того, известны рекомендации по ограничению веса трелевочной машины с грузом исходя из допустимой глубины колеи после первого прохода машины, считается,
что этот показатель не должен превышать 20 см. Данное утверждение подкрепляется результатами исследований развития колеи при циклическом воздействии со стороны
колесного движителя (т. е. при многократном прохождении машиной одного и того же
участка волока). В этой связи возникает вопрос о производительности форвардеров при
выполнении операции трелевки с учетом ограничения по глубине колеи.
Для цитирования: Бурмистрова О.Н., Просужих А.А., Хитров Е.Г., Куницкая О.А.,
Лунева Е.Н. Теоретические исследования производительности форвардеров при ограничениях воздействия на почвогрунты // Изв. вузов. Лесн. журн. 2021. № 3. С. 101–116.
DOI: 10.37482/0536-1036-2021-3-101-116 Wheeled forest machines currently dominate the logging industry in Russia and
in the world. Every year in Russia, the share of machine-made wood harvesting using
Scandinavian technology increases, which involves felling trees, delimbing, and bucking
them at a swath. Moreover, this technology is used not only for conventional two-machine
systems with harvester and forwarder. In some regions of Siberia three-machine systems are
gaining popularity. They consist of a feller-buncher, a swath processor, and a forwarder for timber industry. Its solving is possible on the basis of a comprehensive assessment of design
solutions with the use of modern modeling and process optimization tools at the stage of
development design. This approach requires deep theoretical and experimental research and is
of great scientific and practical interest. When determining the maximum volume of skidded
wood, the following machine limitations are considered: by bearing capacity; by tangential
traction force; by the traction of the mover with the soil (tangential traction force should not
exceed the traction force of the mover with the driving surface – the soil of the logging site).
Besides this, there are recommendations to limit the weight of the skidder with the load,
based on the permissible track depth after the first pass of the machine; it is believed that this
figure should not exceed 20 cm. This statement is supported by the results of studies of the
track development under the cyclic influence of the wheel mover (that is when the forwarder
repeatedly passes the same section of the portage). This raises the question of forwarder
productivity in the skidding operation with the regard to the track depth limitation.
For citation: Burmistrova O.N., Prosuzhih A.A., Khitrov E.G., Kunitskaya O.A., Luneva E.N.
Theoretical Studies of Forwarder Productivity with Limited Impact on Soils. Lesnoy Zhurnal
[Russian Forestry Journal], 2021, no. 3, pp. 101–116. DOI: 10.37482/0536-1036-2021-3-101-
116. |