ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) М. В. Шакурова Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 9 апреля 2012 г. Аннотация: в статье на основе разработанной автором концепции социально-педагогической обусловленности формирования социокультурной идентичности личности рассматриваются сущность и проблемы формирования профессиональной идентичности будущих специалистов в вузе. <...> Затрагиваются вопросы структуры профессиональной идентичности, роли референций, выбора, социоразмерности, человекоразмерности и культуроразмерности демонстрируемых в образовательном процессе антропо-образов и образцов, базового набора идентичностей в формировании данного подвида социокультурной идентичности личности. <...> Ключевые слова: идентичность, социокультурная идентичность, профессиональная идентичность, референт, базовый набор идентичностей, корпоративная идентичность. <...> Современное высшее профессиональное образование, реагируя на изменяющиеся социокультурные условия, претерпевает многочисленные структурные и содержательные изменения. <...> Поскольку данный феномен в отечественном социально-гуманитарном знании стал предметом пристального научного анализа лишь в последние десятилетия, факт его использования можно рассматривать, с одной стороны, как некий прорыв в дополнительную плоскость интерпретации механизмов явлений и процессов в образовании, а с другой стороны, к сожалению, как некую дань психолого-педагогической моде. <...> Акцентируя первое предположение, подчеркнем, что обращение к идентичности личности как ориентиру, задаче образования достаточно © Шакурова М. В., 2012 существенно перераспределяет акценты в его понимании и организации. <...> В свою очередь, попытка использовать категорию «идентичность» в качестве яркой <...>