№ 1 УЧИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТЧИСЛИТЬ (О ПРОБЛЕМАХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МЛАДШИХ КУРСАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВГУ) А. Ю. Завражнов, А. В. Наумов Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 21 февраля 2012 г. Аннотация: статья посвящена проблемам образования на 1-м курсе естественных факультетов на примере химического факультета. <...> Описаны и проанализированы результаты анкетирования, проведенного среди студентов 1-го курса (д/о) химического факультета. <...> На основании этого анализа даны некоторые рекомендации по преодолению негативных тенденций на естественных факультетах ВГУ. <...> Уже много лет подряд приходится слышать мнение о постоянном – год от года – ухудшении контингента студентов, поступивших в Воронежский госуниверситет. <...> Для естественных факультетов, увы, эта тенденция существует и проявляется очень четко1 вать, каким образом обнаруживается ухудшение качества (в целом) нового студенческого пополнения. <...> Иллюстрацией этого, например, для химического и физического факультетов служит практически полное отсутствие первокурсников, которые постигали бы практическую сторону наук, пользуясь собранной у себя дома лабораторией. <...> Сокращение числа таких увлеченных и эрудированных студентов, пожалуй, является наиболее болезнен1 Некоторое исключение представляют, может быть, студенты факультета компьютерных наук (ФКН) – в силу гораздо большей востребованности выпускников-компьютерщиков. <...> © Завражнов А. Ю., Наумов А. В., 2012 74 ным для творческой обстановки вуза: любой преподаватель знает, насколько легче и интереснее вести занятие в группе, где присутствуют хотя бы 1–2 таких молодых человека. <...> Постараемся вначале проанализироформулированию собственных ответов на поставленные вопросы. <...> Студент, легко и правильно выполняющий тестовые задания с перечнем готовых ответов, становится в тупик при необходимости дать собственный ответ даже на элементарный вопрос. <...> У значительного числа первокурсников <...>