Верецкая, Ю. Б. Матюшина Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 10 сентября 2009 г. Аннотация: описываются особенности образовательных ценностей воронежского студенчества. <...> На основе социологических данных авторы анализируют состояние и направления изменения ценностей образования в зависимости от мотивов поступления в высшие учебные учреждения и целей обучения. <...> Формирование ценностного сознания современного российского общества — одна из важных и сложных проблем гуманитарных и общественных наук, в том числе социологии. <...> Российская молодежь, прежде всего студенчество, представляет собой особый объект исследований. <...> Как проходит процесс * Этой проблематике были посвящены коллективные исследования, проведенные в первой половине 90-х гг. под руководством Н. И. Лапина («Наши ценности» и «Динамика ценностей населения реформируемой “России”», 1990—1994 гг.) <...> ; «Молодежь России: три жизненные ситуации» (Центр изучения общественного мнения МГУ, 1998 г.); мониторинговое исследование ценностных ориентаций поколений (Тюменский государственный университет, 1992, 1996 и 1998 гг.), а также изучение особенностей молодежных ценностей, проведенное под руководством В. Т. Лисовского © Верецкая А. И., Матюшина Ю. Б., 2009 82 социального и профессионального развития молодых людей, их становления, являются ли они активными членами общества — вот серьезные проблемы для современной России. <...> Ценности выступают в роли обобщающих представлений людей о целях и нормах своего поведения. <...> По сути, это существование в сознании ориентиров, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. <...> Ценностные ориентации человека могут быть определены как разделяемые им социальные ценности, выступающие в качестве целей (1998 г.). <...> Особенности ценностных ориентаций молодежи Воронежской области изучались и в ходе исследования, осуществленного на кафедре социологии и политологии ВГУ в 1995 г. В 2003 г. изучались образовательные <...>