Вестник ВГУ, Серия “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, 2004, № 1 КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ТЕХНОЛОГИЯ ЦЕННОСТНОГО АНАЛИЗА И ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ © 2004 О.С. Пустовалова Учебный центр, г. Москва Культуроведческое образование средствами соизучаемых языков при контрастивносопоставительном изучении культур в контексте их диалога, предусматривает раскрытие перед обучаемыми ценностного смысла и ценностной значимости отобранного материала для формирования неискаженных представлений о культурах [1, 2]. <...> Это предполагает поиски социально-ценностных признаков культуры, обусловливающих специфику ценностных ориентаций коммуникантов, в свою очередь предопределяющих и результаты общения. <...> Подготовка к межкультурному общению требует развития культуры восприятия и интерпретации явлений культуры и ситуаций коммуникативного воздействия. <...> Учебные культуроведческие материалы имеют коммуникативно-ценностное наполнение, создавая “пищу для ума”. <...> Обращение к исследованиям в области смежных наук и интерпретация их результатов в лингводидактических целях позволяет утверждать, что раскрытие их ценностного потенциала на занятия по иностранному языку наряду с развитием способности воспринимать и сопереживать чужому культурному опыту способствует: · осознанию общечеловеческого “мы”, ведущего к стремлению лучше узнать друг друга; · внутреннему, в том числе и национальному самосознанию развитию умений разрешать возможные культурные конфликты; · осознанию универсального и общенационального в развитии культуры соизучаемых стран; · формированию представлений об общем и специфическом в соизучаемых культурах; · развитию умений варьировать модель и стиль поведения. <...> Выделение ценностей и возможность осуществления их социокультурного анализа способствуют осознанию их смысла для неносителей языка и пониманию необходимости его учета в условиях <...>