УДК 908 О ВНЕДРЕНИИ МЕТОДА ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ДРОБЛЕНИЯ ТЕКСТА РИГВЕДАСАМХИТЫ В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ИНДОЛОГИЮ А. А. <...> Семененко Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 25 мая 2010 г. Аннотация: в статье рассматривается история внедрения метода хронологического дробления текста Ригведы из индологии Западной Европы в дореволюционную индологию России. <...> Автор показывает, что существовали различные данные и мнения по поводу хронологической структуры Ригведы как целого. <...> Abstract: the paper deals with the history of introduction of the method of chronological dissection of the Rigveda text from the indology of the Western Europe into the pre-Revolutionary Russian indology. <...> The author demonstrates that there were different data and opinions about the chronological structure of Rigveda. <...> Разработанный в западноевропейской ригведологии метод хронологического дробления текста Ригведасамхиты (далее РВ) был впервые внедрен в отечественную индологию известными учеными-филологами Ф. Ф. Фортунатовым (18481914), В. Ф. Миллером (18481913) и Д. Н. Овсянико-Куликовским (18531920). <...> Сочетание двух разнородных подходов конкретного натуралистического и абстрактного к объяснению природы божеств РВ у Ф. Ф. Фортунатова обосновывается принадлежностью гимнов памятника к различным хронологическим пластам: «гимны, входящие сюда, принадлежат по времени составления разным эпохам». <...> Стихи IIVII мандал РВ он отделяет от стихов VIIIIX мандал, а X мандалу считает добавленной позднее; при этом критерием является лишь «характер значительной части гимнов
например, гимны спекулятивного содержания: о происхождении мира, о божестве, представляемом абстрактно» [1, с. <...> В. Ф. Миллер расщепление референтов предикатов отдельных религиозно-мифологических персонажей РВ на физическую и идеальную составляющие тоже обосновывает хронологической неоднородностью материала: он говорит о «длинном ряде веков, отделяющих древнейшие гимны от позднейших». <...> Миллер тоже считает возможным разделять гимны РВ на хронологические пласты «по своим философским концепциям». <...> Одни гимны поражают <...>