ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 378 ВЕСТНИК ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧЕБНОГО ИНСТИТУТА Ю. Г. Просвирнин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 5 марта 2014 г. Аннотация: в статье проанализированы новейшие изменения в российском законодательстве в сфере образования, касающиеся правового статуса учебных институтов. <...> На основе изучения опыта деятельности образовательных организаций высшего образования Российской Федерации выделяются типы таких институтов и определяются некоторые проблемные вопросы регулирования их правового положения. <...> Термин институт (от лат. institutum – установление, учреждение) используется для обозначения нескольких понятий: как относительно устойчивая форма организации совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества (социальный институт); как совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений в рамках одной отрасли права или на их стыке (институт права или правовой институт); как фундаментальные и прикладные научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации; как название различных специализированных учебных заведений (высших, послевузовских, системы повышения квалификации и т.п.) и как объединение кафедр образовательного учреждения. <...> В данной статье будут проанализированы некоторые аспекты правового статуса института как разновидности высшего учебного заведения и как его структурного подразделения, объединяемые понятием «учебный институт». <...> Самый первый институт в нашей стране – Смольный институт благородных девиц – был основан в соответствии с указом Екатерины II от 5 мая (24 апреля) 1764 г., хотя первоначально он назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». <...> В советский период институты были самыми распространенными видами учебных заведений, их отличие от других © Просвирнин Ю. Г., 2014 вузов было несущественно <...>