2013, №1 УДК 81 АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ А.Н. <...> К.Д. Ушинского Поступила в редакцию 16 сентября 2012 г. Аннотация: В статье рассматриваются приемы речевого воздействия с использованием интегрированных методов изучения. <...> Объектом изучения являются коммуникативные личности Мурзавецкой Меропы Давыдовны и Беркутова Василия Ивановича, пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы». <...> Исследуется соотношение вербального и невербального способов воздействия, а также рассматриваются наиболее характерные для данного персонажа приемы. <...> Ключевые слова: коммуникативная личность, речевое воздействие, способы воздействия, приемы воздействия Abstract: The article deals with the impact of verbal techniques using integrated methods of study. <...> Key-words: communicative personality, verbal influence, methods of influence, ways of influence Коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией – умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации [1, 7-8]. <...> При анализе коммуникативной личности с точки зрения психолингвистики большое значение имеет понятие речевое воздействие. <...> Под речевым воздействием понимается воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели [4, 12-13]. <...> В нашей статье мы проанализируем коммуникативную личность с точки зрения используемых приемов речевого воздействия и выявим способы применение стратегии манипулирования. <...> Объектом нашего исследования в данной статье станут коммуникативные личности Мурзавецкой Меропы Давыдовны и Беркутова Василия Ивановича. <...> Предмет исследования – приемы речевого воздействия героев <...>