2013, №2 УДК 821.161.1 К ВОПРОСУ О ТВОРЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЯХ АНДРЕЕВА И СОЛОГУБА © 2013 Г.Н. Боева Невский институт языка и культуры Поступила в редакцию 30.08.2013 Аннотация: Статья представляет собой исследование творческих взаимосвязей двух больших писателей рубежа ХIХ–ХХ веков – Леонида Андреева и Федора Сологуба. <...> Взаимосвязи анализируются в их обусловленности динамикой литературного процесса, вскрывается их подоплека – литературно-издательская, общественно-политическая, собственно эстетическая. <...> Ключевые слова: Леонид Андреев, Федор Сологуб, творческие взаимосвязи, издательский проект, рецепция, культурная парадигма, модернизм. <...> Сологуб и Андреев часто сближались в восприятии современников: они не раз оказывались «через запятую» в критических анализах самого разного характера – от марксистского [1, 53; 2, 233; 3, 166; 4, 240] до патопсихологического [5, 316; 6, 3], от богословского [7] до символистского (например, в рецепции Д. <...> Философым Андреева как «бесстилья» и Сологуба как «дурновкусия» [8]). <...> Часто эти сближения происходили в «критических параллелях» – жанре, крайне популярном на рубеже веков [9, 648-649]. <...> «Пары» избирались по сходству, контрасту, общей проблематике, а зачастую по нескольким основаниям сразу, и к этому времени Сологуб и Андреев стали объектом сопоставления таких различных по своим эстетическим и мировоззренческим позициям критиков, как М. Волошин <...> Важный аспект творческих взаимосвязей Андреева и Сологуба касается публичных отзывов последнего – неизменно благожелательных – © Г.Н. Боева, 2013 о произведениях своего младшего литературного собрата. <...> Вступление Сологуба в литературу произошло в 80-е годы, на полтора десятка лет раньше, чем у Андреева, и не принесло автору скорого признания – в своей славе оба писателя «совпали» лишь к началу века, после стремительного восхождения Андреева в 1901–1902 годах. <...> Можно утверждать, что «знаковость» двух этих имен для отечественного читателя стала особенно ощутимой <...>