Отраслевая и региональная экономика: проблемы управления и пути решения УДК 338.47 М. В. Перевозникова КРИТЕРИИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЫНКА УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ Одним из методов повышения эффективности управления бизнесом является качественное стратегическое планирование деятельности организации. <...> Раскрыты суть, понятие и задачи кластеризации с позиций экономики, исследована возможность применения данной концепции к рынку услуг сотовой связи. <...> На основе конкретных примеров рассмотрены классический принцип формирования экономических кластеров, а также принцип, позволяющий формировать экономические кластеры без их деления по географическому признаку. <...> Приведена подробная характеристика основных критериев кластеризации рынка услуг сотовой связи. <...> Предложена примерная классификация кластеров, использование которой возможно при разработке стратегий развития региональных рынков услуг сотовой связи. <...> Сделаны выводы о влиянии критериев кластеризации на различные составляющие стратегического планирования и частные стратегические приоритеты компаний сотовой связи. <...> Доказано, что кластеризация рынка сотовой связи позволяет унифицировать процесс стратегического планирования для региональных подразделений компаний-операторов сотовой связи путем создания универсальных стратегий развития, позволяющих на основе сходных рыночных условий разрабатывать единые концепции продаж, развития сети, продуктовые линейки и др. <...> Введение В последние годы большинство российских компаний, как коммерческих, так и государственных, при решении вопросов управления уделяют все большее внимание проблеме стратегического планирования развития региональных подразделений компаний. <...> Региональное стратегическое планирование рассматривается в качестве метода повышения эффективности управления региональными подразделениями компании и уровня доходности компании в целом как путем прямого повышения доходов <...>