Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610832)
Контекстум
Москва

Москва №10 2010 (88,00 руб.)

0   0
Страниц240
ID49609
АннотацияЖурнал «Москва» один из старейших «толстых» литературно-художественных журналов. Выходит с 1957 года. В 1966–1967 годах опубликовал роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». В 1989–1990 годы — «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина. В основе журнальной политики — принципиальная неангажированность журнала какими-либо политическими силами, православно-государственная ориентация. Сегодня, на фоне бесплодных политических импровизаций, именно это програмное положение смотрится серьезнее и основательнее курсов многих изданий, которые поспешили «примкнуть» или «сомкнуться» с политическими тенденциями, возникшими в это наисмутнейшее из времен русской истории. Наш читатель — гражданин России любой национальности и вероисповедания, осознавший или знавший всегда правоту и моральность существования Русского государства с названием «Россия».
Москва .— 2010 .— №10 .— 240 с. — URL: https://rucont.ru/efd/49609 (дата обращения: 28.04.2025)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Убедительным доказательством такого положения дел служит история двух гимназий, в которых я был директором: Новочеркасской и Одесской 2-й. <...> В Новочеркасске в течение 25 лет директором был самый благоразумный человек, едва ли не в целой России, г-н Робуш, еврей по происхождению, как говорят. <...> И сам г-н Робуш благоденствовал, хотя граф Д.А. Толстой, бывши на ревизии в Новочеркасске, разузнал кое-что, убедился в его плутнях, публично высказывал это; но скоро после этого сам должен был выйти в отставку, в начале 1880 года. <...> Г-н Робуш также в это время оставил службу в гимназии и получил место директора училищ в том же городе. <...> Еще через год — в покушении 1 марта 1887 года участником оказался студент из казаков, воспитанник Новочеркасской гимназии. <...> Его ревизия имела тот результат, что, кроме меня, еще один директор Новочеркасской гимназии, мой предшественник, переведенный перед тем в другую гимназию, также должен был подать в отставку, а наш общий предшественник — г-н Робуш, который в течение ГРУСТНОЕ О ПРОШЛОМ 7 двадцати пяти лет развращал гимназию, награжден орденом Анны I степени — награда чрезвычайно редкая для лиц, занимающих директорские места. <...> Один из этих студентов — бывший ученик Новочеркасской гимназии. <...> НИКОЛАЙ ШАДРИН НЕБО В АЛМАЗАХ Николай Иванович Шадрин родился в 1947 году в Сибири. <...> На повороте, когда заваливало в сторону, Зимин нет-нет да и прижимался плечом к ее плечу. <...> 16 НИКОЛАЙ ШАДРИН На лице непробиваемая маска. <...> Два-три конвульсивных рывка — и Зимин вывалился на мокрую траву. <...> Зимин потянулся и проскулил 18 НИКОЛАЙ ШАДРИН при этом что-то вроде: «Э-эх!» — в том смысле, что он не мог, конечно, одобрять сераль, но понимал и тех, кто относится к этому иначе. <...> Тамара окаменела, слепо глядя на пламенеющий <...>
Москва_№10_2010.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Москва_№10_2010.pdf
ЖУРНАЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Выходит с марта 1957 г. УЧРЕДИТЕЛИ: Союз писателей России Российский Фонд Мира Трудовой коллектив журнала «Москва» 10 2010 СОДЕРЖАНИЕ Грустное о прошлом. Письмо Д.Щеглова К.П. Победоносцеву ...............................3 ПОЭЗИЯ И ПРОЗА Макс ЕРШОВ. Откроются нам времена. Стихи ...........................................................9 Николай ШАДРИН. Небо в алмазах. Повесть .......................................................... 15 Нина ЯГОДИНЦЕВА. Целуя руки ветру и воде... Стихи ..................................... 88 Максим ЯКОВЛЕВ. Ива. Рассказ .................................................................................... 94 Алексей ВИТАКОВ. Жить начну по вине. Стихи ...................................................104 Сергей ЦАРАПКИН. Партизанская баллада. Повесть .........................................110 ПУБЛИЦИСТИКА Елизавета АЛЕКСАНДРОВА. Цивилизация душевной лени ...........................134 Григорий САЛТУП. «Фальшивый юбилей» ............................................................144 Нина МОЛЕВА. Только инженеры и только живописцы! .................................148 КУЛЬТУРА Россия говорит: Капитолина КОКШЕНЕВА. О власти, партии, культуре ....................................157 Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА, Василий БУБНОВ. Пять дней в «ЖП» .......164 Игорь МАРКИН. Время воинствующего хлама ......................................................167 РУССКИЕ СУДЬБЫ Алексей ПОЗИН. Код Зворыкина: ТВ+. Документальная повесть (окончание) ..........................................................................170
Стр.1
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ Александр ЕЛЬЦОВ. Сто граммов от Сергея Ахромеева, генерала армии... Рассказ ................................................................................................200 Аминат АБДУЛМАНАПОВА. Все изменилось. Стихи .......................................207 Борис ТЕЛКОВ. Нос резинового дельфина. Рассказ ...........................................210 Борис СКОТНЕВСКИЙ. И боль всемирного сиротства. Стихи .....................217 Василий ТРЕСКОВ. Несовместимость справедливостей. Рассказы .............220 Майя НИКУЛИНА. Вослед минувшим птичьим косякам. Стихи ..................227 ДОМАШНЯЯ ЦЕРКОВЬ Валерий ДУХАНИН. Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена ............................................................................................................232 Игумен НИКОН (ВОРОБЬЕВ). Из писем к духовным чадам .........................236 Архиепископ НИКОН (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ). Небесные утешения верующей душе ....................................................................................................................237 ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР Л.И. БОРОДИН Заместитель главного редактора А.Н. ПОЗИН (691-83-86) И. о. ответственного секретаря О.И. КИРЕЕНКО (691-83-64) Отдел поэзии и прозы Е.М. УСТИНОВА, Т.А. НЕРЕТИНА (691-68-01) Отдел культуры К.А. КОКШЕНЕВА (691-83-64) Домашняя церковь С.И. НОСЕНКО (691-68-01) Председатель Совета издателей А.Ю. БЫКОВ Исполнительный директор В.В. КОВАЛЕВ (691-83-91) Главный бухгалтер Л.Э. БУДНИКОВА (691-83-84) Заведующая редакцией А.С. СОЛОВЬЕВА (691-71-10) Корректор О.И. ИВАНОВА Технический редактор М.Л. КРАСИЛЬНИКОВА Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Отклоненные рукописи сохраняются в течение года. Рукописи, присланные по электронной почте, не рассматриваются. Материалы принимаются только в распечатанном виде по адресу редакции. Журнал не публикует поэмы, либретто и сценарии. Подписано в печать 25.09.10. Формат 70х108 1/16. Бумага типографская № 2. Печать офсетная. Тираж 3450 экз. Заказ 4768. Свидетельство о регистрации № 554 от 29 декабря 1990 года Министерства печати Российской Федерации Подписные индексы: 73253 — каталог РОСПЕЧАТЬ, 15612 — «Пресса России», 45211 — каталог «МАП». Адрес редакции: 119002, Москва, ул. Арбат, д. 20. Телефон +7(495) 691-71-10. Факс +7(495) 691-07-32. Электронная версия журнала: www.moskvam.ru e-mail: priem@moskvam.ru Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат». 142300, г. Чехов Московской области. Факс +7(49672) 6-25-36, +7(499) 270-73-59. Телефон (многоканальный) отдела продаж услуг: +7(499) 270-73-59. Сайт: www.chpk.ru; e-mail: marketing@chpk.ru ISSN 0131–2332 Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. © Журнал «Москва» № 10, 2010
Стр.2
ГРУСТНОЕ О ПРОШЛОМ Мы публикуем документ 130-летней давности (письмо Д.Щеглова К.П. Победоносцеву) с единственной целью: предлагаем сопоставить состояние гражданского общества России двух периодов, хронологически отстоящих друг от друга достаточно далеко. Чем кончился первый период — известно. Что касается нынешних времен...* На недавнем митинге оппозиции некая музыкальная группа прокричала следующий текст: «Ты готова? Я готов жечь машины ментов». Радио «Эхо Москвы» возмущено фактом вызова этой музгруппы на собеседование (!) в отделение милиции, поскольку «искусство», по мнению редакции, не подлежит контролю. Потому что свобода!.. Константину Петровичу Победоносцеву Конфиденциально Глас народа считает Ваше высокопревосходительство не чуждым того, что 29 апреля 1881 года был издан высочайший манифест, который избавил Россию от представительного правления под руководством г-д Спасовича, Стасюлевича, Плеваки и тех, которые за ними скрываются. Высочайший манифест точно обозначил принципы, задачи и даже средства для деятельности всех органов государственной власти. Истинные русские люди с сердечною радостью и с надеждою приняли манифест. Но в более или менее непродолжительном времени и радость, и надежды оказались иллюзиями. Принципы и задачи, указанные в манифесте 29 апреля, были забываемы слишком часто в деятельности многих правительственных органов. И результаты оказываются соответственные. Последнее покушение 1 марта сего года доказало, что наша так называемая крамола не ослабевает, что революционное состояние школы усиливается. Тот факт, что три студента университета согласились убить государя, имеет страшное значение. Почему же смута не прекращается? Почему школа, в которой заключается наше будущее, не только не выходит из революционного состояния, но более и более преуспевает на этом пути? Занимаясь изучением социализма, вместе с другими видами его, я должен был изучать и наш так называемый нигилизм; я старался изучать его и в литературе, в его собственных литературных произведениях и в сочинениях, имеющих его предметом изучения, а равно и в самой жизни. И вот к каким результатам я пришел. Впрочем, раньше изложения их считаю нужным заметить, что резуль* См. в этом номере статью Е.Александровой «Цивилизация душевной лени» (стр. 134).
Стр.3
4 ГРУСТНОЕ О ПРОШЛОМ таты моего изучения я думал изложить в сочинении; но так как, с одной стороны, сочинение не может скоро появиться, а с другой стороны, мне все более и более приходит на ум библейское выражение, что уже секира приближается к дереву, то, отчасти побуждаемый и моим личным теперешним положением, я решил обратиться к Вашему высокопревосходительству с этою запискою. Наша крамола, наша смута политическая имеет основание в смуте умственной. Смута умственная произведена тридцатилетнею пропагандою в литературе, в школе, в обществе, в жизни. Уничтожить смуту умственную должны также литература, школа и жизнь. Но в действительности и литература, и школа, и жизнь продолжают действовать в прежнем направлении. Относительно литературы преосвященный Амвросий, нынешний архиепископ Харьковский, еще в 1882 году высказал мнение, что наши писатели и издатели известной партии своими писаниями и изданиями «влекут всех и всё к несомненной гибели». Мне известен поразительный пример в этом отношении — книга, которую по содержанию и направлению можно назвать теорией государственной измены, написанная профессором университета ad usum учащейся молодежи, книга, которая воспроизводит, собственно, только его лекции, читанные в университете. Этот самый пример показывает, что направление школы и литературы одно и то же, то есть что школа не только не противодействует литературе, что она могла бы делать не без успеха, но стремится с нею к одной цели. Наша школа по идее своей, выраженной в уставе, в теперешнем ее состоянии не в состоянии дать такое направление юноше, чтобы из него вышел человек религиозный и патриот. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что в ней Закон Божий и русский язык отнесены к числу предметов второстепенных, то есть второстепенной важности. Есть масса других подробностей, внушающих ученику, что как Россия, так и православная вера — это нечто второстепенное. Но... если бы и при теперешнем уставе дело велось правильно и серьезно и школа хотя бы и не выпускала патриотов и людей религиозных, а выпускала космополитов, то эти космополиты все-таки были бы людьми, способными серьезно смотреть на вещи. Не то происходит в действительности. Нынешняя школа совсем и не стремится к тому, чтобы выпускать людей серьезных. Я сам был в течение двенадцати лет начальником средних учебных заведений. И ни одного раза компетентная власть не подала мне вида, чтобы она стремилась к оздоровлению школы, к тому, чтобы воспитанники серьезно изучали науку, чтобы они воспитывались в духе религии и патриотизма. Мне и всем другим начальникам средних учебных заведений внушалось только одно: чтобы все было благополучно, чтобы нами были довольны местные жители, земство, администрация, городские общества и проч. Если в циркулярах писалось иногда противное, то это никого не вводило в обман. Начальники учебных заведений, опытные служаки, хорошо понимали и не скрывали, ни от себя, ни от других, что циркуляры эти недействительны, что в ответе будет не тот, кто не последует циркуляру, а напротив, тот, кто последует ему. Достигнуть того, чтобы были довольны местные жители, не было особенно трудно. Но для этого нужно было войти в сделку или с местными хищниками, или с местными пропагандистами, с местною фрондою, которая почти везде действует, или с местною властью, которая почти везде популярничает.
Стр.4
ГРУСТНОЕ О ПРОШЛОМ 5 Жизнь и литература оказывают на учащееся юношество свое влияние в либеральном направлении. Этому содействуют и педагоги, между которыми, вероятно, не менее пятидесяти процентов либералы. Есть и законоучители-либералы. А между педагогами есть не только либералы; есть люди, сочувствующие действиям крамолы, есть люди, действующие в одном направлении с нею. И они делают пропаганду между учениками тайно и даже явно. И вот обнаруживается либеральное и даже революционное направление между учениками. Что должен делать начальник учебного заведения? Самый благоразумный покажет вид, что он ничего не замечает. Менее благоразумный удалит учеников из заведения, но не тронет педагога-пропагандиста, ничего не сообщит о его деятельности попечителю округа, потому что попечителю это будет неприятно; он должен сообщить о деле в министерство и тем высказать свою бестактность. Бестактность — слово, имеющее особое значение в министерстве народного просвещения. Именно это и есть свойство начальника, у которого не все благополучно, не все шито и крыто. Наконец, самый неблагоразумный начальник постарается раскрыть все дело, прекратить пропаганду, сообщить все начальству и т. д. И что окажется в результате? Пропаганды он не прекратит, а себе повредит самым действительным образом. Убедительным доказательством такого положения дел служит история двух гимназий, в которых я был директором: Новочеркасской и Одесской 2-й. В Новочеркасске в течение 25 лет директором был самый благоразумный человек, едва ли не в целой России, г-н Робуш, еврей по происхождению, как говорят. Это было от начала пятидесятых до конца семидесятых годов, во все время самого горячего прогресса. При нем открыто в классах преподавалось безбожие, он этого как будто не знал. В общей ученической квартире жили какие-то посторонние агитаторы, приносившие туда заграничные революционные издания, как «Вперед», «Набат» и т. п. И этого он не видел, и даже преследовал учителя, г-на Полякова, который вскрыл это дело. О самом г-не Робуше рассказывают чудовищные вещи: бывши учителем — секретно, за деньги лечил учеников от сифилиса (что совершенно верно, подтверждено следствием), женился на protegée наказного атамана, известного развратника Хомутова, открыто брал взятки и проч. И все в гимназии было благополучно. И сам г-н Робуш благоденствовал, хотя граф Д.А. Толстой, бывши на ревизии в Новочеркасске, разузнал кое-что, убедился в его плутнях, публично высказывал это; но скоро после этого сам должен был выйти в отставку, в начале 1880 года. Г-н Робуш также в это время оставил службу в гимназии и получил место директора училищ в том же городе. Преемник его получил инструкцию исправить гимназию, которая в этом очень нуждалась. Ученики пьянствовали, буянили, наводили страх на соседей, на городских дам и предавались либерализму, философскому и политическому. Преемник г-на Робуша не отказался от порученного дела, но в квартиру его полетели камни, два раза в его окна стреляли, и через полтора года он был переведен в другой город. Следующий преемник г-на Робуша продолжал исправление гимназии; в него опять полетели камни; не раз стекла были у него выбиты; сам он был подвергнут побоям через наемных казаков, и через полтора года был переведен в другой город. Третьим преемником г-на Робуша был я. Я продолжал дело моих двух предшественников, и, по признанию (письменному) г-на наказного атамана далеко не безуспешно. Г-н атаман писал в министерство, что гимназия стала неузнаваема. Но для меня камни и выстрелы найдены недоста
Стр.5