МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Библиотека научных разработок и проектов МГСУ А.Д. <...> Ишков ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ М о с к в а 2011 УДК 378 ББК 74 И 97 СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 ГОДУ Р е ц е н з е н т ы: доктор педагогических наук, доцент Е.В. Бережнова, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования; кандидат психологических наук Е.Б. Филинкова, доцент Московского государственного областного университета Монография рекомендована к публикации научно-техническим советом МГСУ Ишков, А. <...> И 97 Особенности реализации дополнительного профессионального образования в исследовательских университетах : монография / А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Росс. <...> Современная система непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров на базе исследовательских университетов позволит обеспечить инновационный характер базового образования. <...> Материал, адресованный преподавателям системы дополнительного профессионального образования инновационных вузов, поможет им организовывать профессиональную подготовку и переподготовку специалистов на более высоком качественном уровне. <...> По целям получения непрерывного образования выделяют следующие его виды (Мониторинг непрерывного образования, 2006): социализация подрастающего поколения (дошкольное, общее образование и дополнительное образование детей); профессиональная ориентация (приобщение к профессии в школе, в системах дополнительного образования детей, начального, среднего и высшего профессионального образования); расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации в системе профессионального образования и в рамках дополнительного профессионального образования); достижение определенного социального статуса: а) профессиональное <...>
Особенности_реализации_дополнительного_профессионального_образования_в_исследовательских_университетах.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Библиотека научных разработок
и проектов МГСУ
А.Д. Ишков
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
УНИВЕРСИТЕТАХ
М о с к в а 2011
Стр.1
УДК 378
ББК 74
И 97
СЕРИЯ ОСНОВАНА В 2008 ГОДУ
Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, доцент Е.В. Бережнова, ведущий научный
сотрудник Московского института открытого образования;
кандидат психологических наук Е.Б. Филинкова, доцент Московского
государственного областного университета
Монография рекомендована к публикации научно-техническим
советом МГСУ
Ишков, А.Д.
И 97
Особенности реализации дополнительного профессионального
образования в исследовательских университетах : монография /
А.Д. Ишков ; М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ
ВПО «Моск. гос. строит. ун-т». – М. : МГСУ, 2011. – 216 с. (Б-ка
научн. разработок и проектов МГСУ).
ISBN 978-5-7264-0570-4
Рассматривается актуальная проблема инновационного развития российского
образования – исследование специфики реализации дополнительного
профессионального образования в национальных исследовательских
университетах. Дополнительное профессиональное образование
имеет многолетнюю историю, однако организация национальных
исследовательских университетов потребовала основательного пересмотра
применяемых концепций, средств, методов и технологий обучения
в соответствии с требованиями времени.
Для научных и практических работников высшего профессионального
образования, готовящих специалистов для инвестиционно-строительной
сферы.
УДК 378
ББК 74
В оформлении обложки использовано
фото В.П. Коротихина.
ISBN 978-5-7264-0570-4
© ФГБОУ ВПО «МГСУ», 2011
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Непрерывное образование
1.1. Характеристика современного непрерывного образования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4
5
1.2. Предпосылки возникновения и особенности дистанционного
образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.3. Национальные исследовательские университеты. . 66
Глава 2. Психологические особенности обучения
взрослых. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
2.1. Андрагогика как отрасль современной педагогики. . 73
2.2. Учебные стили взрослых. . . . . . . . . . . . . . . . 85
Глава 3. Анализ состояния проблемы развития дополнительного
профессионального образования. . . . . . . 108
3.1. Развитие дополнительного профессионального
образования за рубежом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
3.2. Развитие дополнительного профессионального
образования в России.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
3.3. Нормативно-правовое обеспечение дополнительного
профессионального образования в России.
. 117
124
Глава 4. Система дополнительного профессионального
образования в рамках национально-исследовательского
университета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Место и роль национальных исследовательских
135
университетов в научно-образовательной сфере России. . 135
4.2. Развитие дополнительного профессионального
образования в исследовательских университетах. . . . . 149
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
163
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . 167
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Стр.215