Испытания, контроль, диагностика и управление качеством УДК 620.179.147 Г.А. ДИДИН ВИХРЕТОКОВАЯ ДЕФЕКТОСКОПИЯ ДИСКОВ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Статья посвящена вопросу выявления продольных трещин в стенках цилиндрических отверстий в дисках из жаропрочных сталей, применяемых в авиационных двигателях. <...> Проходные вихретоковые преобразователи (ВТП) не обеспечивают надежной регистрации недопустимых дефектов из-за интегрального характера получаемой информации и сильного влияния краевого эффекта. <...> Используемые для решения подобной задачи дефектоскопы с вращающимся накладным ВТП достаточно сложны и дорогостоящи. <...> Вместе с тем и они не могут быть использованы в данном случае из-за габаритных ограничений – максимально допустимый диаметр средства доставки 10 мм при диаметре контролируемого отверстия 5 мм. <...> Разрушение диска лабиринта газотурбинного двигателя является одной из причин разрушения двигателя в целом. <...> Усталостные трещины в процессе эксплуатации изделия возникают на естественных концентраторах напряжения, которыми являются образующие перепускных отверстий. <...> Выявление этих трещин на ранней стадии является важной задачей неразрушающего контроля. <...> Основной проблемой при решении этой задачи является сложность доступа к контролируемой поверхности на собранном двигателе, исключающая применения таких методов, как ультразвуковой, метод проникающих веществ и рентгеновский. <...> С помощью эндоскопа можно выявить довольно значительные по размерам трещины, однако, трещины глубиной около миллиметра имеют настолько маленькое раскрытие, что их невозможно выявить оптическим методом (рис. <...> Решение задачи упрощалось тем, что сектор вероятного возникновения трещин был ограничен благодаря конструктивным особенностям контролируемого объекта (рис. <...> Рисунок 1 – Контролируемый объект с трещиной Рисунок 2 – Зона вероятного появления трещин Для выявления опасных дефектов с необходимой чувствительностью <...>