Ф.М. Достоевского
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX –
НАЧАЛЕ ХХ ВВ. <...> Одним из важнейших факторов, влиявшим на подготовку квалифицированных специалистов, являлось включение в учебные планы профессиональных учебных заведений, наряду с общеобразовательными, специальных
дисциплин. <...> Их удельный вес зависел от курса обучения, предварительной
подготовки учащихся, а также от специфики получаемой профессии. <...> Так, в
сельскохозяйственных учебных заведениях России, по статистическим данным за 1909 г., в средних училищах 56,7% учебного времени отводилось на
общеобразовательные дисциплины, 16,3%
–
на естествознание и 27%
–
на
специальные предметы, в низших сельскохозяйственных школах 1-го разряда
уроки по общеобразовательным предметам, естествознанию и специальным
дисциплинам занимали соответственно 49,3, 17,1 и 33,6% учебного времени;
в школах молочных хозяйств – 55,2, 4,7 и 40,1%1. <...> Учебные заведения сельскохозяйственного профиля в Западной Сибири формировали свои учебные программы, как правило, на основе общероссийских образовательных стандартов, но с определенными поправками на
местные условия. <...> Так, в Омском землемерном училище, открывшемся в 1911
г., согласно утвержденной программе, на общеобразовательные предметы
(Закон Божий, русский язык, историю, алгебру, геометрию, тригонометрию,
1
Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. <...>
физику, законоведение, черчение, каллиграфию, рисование и др.) отводилось
57,5% учебного времени, а специальные дисциплины (геодезия, межевые законы, почвоведение и растениеводство, сельскохозяйственная и лесная таксация, коренные улучшения земельных угодий) в учебной программе занимали 42,5% учебного времени2. <...> Таким образом, удельный вес специальных
дисциплин в учебной программе этого учебного заведения был несколько
выше по <...>
К_вопросу_о_соедржании_и_результативности_учебного_процесса_в_сельскохозяйственных_учебных_заведениях_в_Западной_Сибири_в_конце_XIX_–_начале_ХХ_вв..pdf
И.С. Cковородина
Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ XIX –
НАЧАЛЕ ХХ ВВ.
Одним из важнейших факторов, влиявшим на подготовку квалифицированных
специалистов, являлось включение в учебные планы профессиональных
учебных заведений, наряду с общеобразовательными, специальных
дисциплин. Их удельный вес зависел от курса обучения, предварительной
подготовки учащихся, а также от специфики получаемой профессии. Так, в
сельскохозяйственных учебных заведениях России, по статистическим данным
за 1909 г., в средних училищах 56,7% учебного времени отводилось на
общеобразовательные дисциплины, 16,3% – на естествознание и 27% – на
специальные предметы, в низших сельскохозяйственных школах 1-го разряда
уроки по общеобразовательным предметам, естествознанию и специальным
дисциплинам занимали соответственно 49,3, 17,1 и 33,6% учебного времени;
в школах молочных хозяйств – 55,2, 4,7 и 40,1%1. То есть, чем выше уровень
образования давало учебное заведение, тем больше внимание в нем уделялось
теоретической подготовке учащихся.
Учебные заведения сельскохозяйственного профиля в Западной Сибири
формировали свои учебные программы, как правило, на основе общероссийских
образовательных стандартов, но с определенными поправками на
местные условия. Так, в Омском землемерном училище, открывшемся в 1911
г., согласно утвержденной программе, на общеобразовательные предметы
(Закон Божий, русский язык, историю, алгебру, геометрию, тригонометрию,
1 Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Вып. XVI. СПб., 1911. С.
XXV.
Стр.1