Министерство образования и науки Российской Федерации
Рабочая группа «Развитие образования и науки» Государственной комиссии
по вопросам развития Арктики
Комиссия «Наука и образование» Межрегиональной общественной организации
«Ассоциация полярников»
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
АРКТИКА – НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕГАПРОЕКТ:
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Архангельск
САФУ
2016
Стр.2
УДК 378.09
ББК 65.9(2)240(2Р1)
А82
Составители
Ю.В.Кудряшов, А.А.Сабуров
Ответственный редактор
Е.В.Кудряшова, доктор философских наук, профессор,
ректор Северного (Арктического) федерального
университета имени М.В.Ломоносова
А82
Арктика – национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение
/ отв. ред. Е.В.Кудряшова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. – Архангельск: САФУ, 2016. – 264 с.
ISBN 978-5-261-01170-5
В издании представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Арктика – национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение», проходившей
в Северном (Арктическом) федеральном университете 5–7 июня 2016 года. Содержательный
профессиональный диалог участников конференции был нацелен на координацию
усилий всех заинтересованных сторон в подготовке высококвалифицированных кадров для
АЗРФ и успешные научные исследования. Итог конференции – создание Национального арктического
научно-образовательного консорциума, призванного выступить консолидирующей
силой для научного и кадрового освоения Арктики.
УДК 378.09
ББК 65.9(2)240(2Р1)
ISBN 978-5-261-01170-5
© Северный (Арктический) федеральный
университет им. М.В. Ломоносова, 2016
Стр.3
Содержание
Раздел I. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ
КОНФЕРЕНЦИИ «АРКТИКА – НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕГАПРОЕКТ:
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ»
Пленарное заседание
Приветственное слово ректора САФУ имени М.В.Ломоносова Е.В.Кудряшовой .............
Приветственное слово специального представителя Президента Российской
Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике,
президента МОО «Ассоциация полярников» А.Н.Чилингарова ................................
Приветственное слово заместителя министра образования и науки Российской
Федерации А.А.Климова ...............................................................................................
Приветственное слово заместителя министра образования и науки Российской
Федерации Л.М.Огородовой .......................................................................................
Приветственное слово статс-секретаря – заместителя министра энергетики
Российской Федерации Ю.П.Сентюрина ...........................................................................
Приветственное слово заместителя председателя правительства Архангельской
области Е.В.Прокопьевой .....................................................................................
Кудряшова Е.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Арктика
– национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное сопровождение»:
предпосылки, содержание, основные результаты .................................................
Цыбульский А.В., Фишкин Д.О. Роль кадрового обеспечения в контексте проектного
подхода к социально-экономическому развитию Арктической зоны России. ..........
Пилясов А.Н. Арктическая экономка: закономерности, специфика, современ
ное развитие ...........................................................................................................................
Бобрицкий Э.В., Никулина Н.В. Система взаимодействия САФУ и предприятий
Группы ОСК Северного региона ..........................................................................................
Калинина М.Р. Университет Арктики: глобальное партнерство и сетевое сотрудничество
как ресурс развития ......................................................................................
Секционное заседание «Развитие человеческого капитала в Арктике:
опыт реализации образовательных проектов»
Пустыгина В.С. Характеристики потоков образовательной и трудовой миграции
и возможности управления ими в целях решения задач кадрового обеспечения
экономики регионов Арктической зоны РФ ...............................................................
Бугаенко О.Д., Кудряшова Е.В. Разработка и модернизация программ высшего
образования с учетом приоритетных направлений развития Арктической
зоны Российской Федерации в САФУ имени М.В.Ломоносова .......................................
Шабаева С.В., Степусь И.С. Совершенствование кадровой политики как инструмент
обеспечения стратегического развития Арктического макрорегиона ..........
Агарков С.А. Морское инженерное образование в развитии кадрового потенциала
Арктической зоны Российской Федерации ............................................................
Кирилов А.Г., Бызова Н.М., Кузнецов В.С. Опыт привлечения студентов и выпускников
САФУ к работам Национального парка «Русская Арктика» ..........................
Сюнёв В.С. Роль университетов в реализации Арктической стратегии РФ:
опыт ПетрГУ.............................................................................................................................
Добролюбов С.А. Опыт МГУ имени М.В. Ломоносова в научных исследованиях
и подготовке кадров по арктической тематике .............................................................
6
8
9
10
11
12
14
42
44
47
51
57
60
63
66
69
72
75
Стр.4
Иванова К.А. Подготовка юридических кадров для арктических проектов РФ.............
Ческидов В.В. Подготовка горных инженеров для освоения минерально-сырьевой
базы Арктической зоны РФ в уровневой системе высшего образования ...........
Секционное заседание «Опыт проведения научных исследований в Арктической
зоне Российской Федерации»
Маслобоев В.А. Экологическая безопасность Арктики – главный приоритет
исследовательской и образовательной деятельности Кольского научного
центра РАН ..............................................................................................................................
Михальченкова Н.А. Комплексирование как направление решения социальных,
кадровых, эколого-экономических проблем Арктики ..............................................
Гуртов В.А., Пахомов С.И. Кадры высшей научной квалификации – подготовка,
аттестация и реализация исследовательского потенциала в Арктической
зоне России .............................................................................................................................
Гурьев А.В. Научные и научно-экспедиционные проекты САФУ в Арктическом
регионе .....................................................................................................................................
Кирпотин С.Н., Демин В.В., Каллаган Т. Центр «Био-Клим-Ланд» и комплексные
исследования Сибири и Арктики .................................................................................
Кривошапкин К.К. Об арктических исследованиях в Северо-Восточном федеральном
университете имени М.К.Аммосова ....................................................................
Кругликов С.В., Ярошенко С.В. Освоение Арктики как драйвер формирования
нового технологического уклада ..........................................................................................
Дубровин В.А., Брушков А.В., Дроздов Д.С. Создание метео-мерзлотных полигонов
в Арктике для изучения состояния криолитозоны и обучения студентов ..........
Чубик П.С., Мазуров А.К., Шахова Н.Е., Дударев О.В., Савичев О.Г., Густафссон О.,
Семилетов И.П. Томский политехнический университет – научно-образовательная
платформа для исследования арктических морей России: путь от
мегагранта к созданию международного центра превосходства ....................................
Стендовые доклады
Кирпотин С.Н., Колесниченко Л.Г., Никитчук К.Л., Дёмин В.В. Магистерская программа
«Изучение Сибири и Арктики» («Siberian and Arctic Studies») .........................
Теплякова О.А. Взаимодействие России с северными странами в области
образования ............................................................................................................................
Юртаев А.А., Решетняк В.А., Шакуров Э.С. Комплексные географические исследования
на о. Белый (Карское море): научный и образовательный аспекты .........
Зацаринный И.В. Опыт научного сотрудничества Рязанского государственного
университета имени С.А.Есенина с организациями Арктической зоны России .....
Сорокина Т.Ю. Северный морской путь: перспективы правовых исследований ..........
Куладжи Т.В. Инновационные подходы в магистерской программе САФУ имени
М.В.Ломоносова «Экономика предприятий и организаций Арктической зоны».........
Презентации выступлений
Фральцова Т.А. Формирование и оценка дополнительных компетенций
специалистов, реализующих проекты освоения Арктического региона .......................
Макаров А.С. Научные исследования и подготовка кадров для работы в Арктической
зоне России в ГНЦ РФ ААНИИ ..........................................................................
Шишаев М.Г. Информационная поддержка задач обеспечения комплексной
безопасности АЗРФ: опыт исследований и разработок ...................................................
78
81
84
88
93
95
98
101
106
109
112
114
117
119
122
124
126
130
136
139
Стр.5
Смягликова Е.А. Подготовка кадров для морской транспортной системы в Арктике:
опыт и перспективы ...................................................................................................
Ходимчук М.А. Подходы к планированию объема и структуры подготовки кадров
для Арктической зоны Российской Федерации с использованием прогнозных
инструментов ..........................................................................................................................
Приложение. Список участников Всероссийской научно-практической
конференции ...........................................................................................................................
Раздел II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
КОНСОРЦИУМ
Зайков К.С., Бугаенко О.Д., Рябченко С.В., Степанова В.В. Аналитическая
справка о состоянии системы подготовки научных и производственных кадров
для обеспечения кадровых потребностей Арктической зоны Российской
Федерации ......................................................................................................................
Кудряшова Е.В., Тюкина С.Л. Создание Национального арктического научно-образовательного
консорциума для обеспечения устойчивого развития
территорий АЗРФ: сущность и содержание .......................................................................
Приложения
Приложение 1. Основные документы по научно-образовательному консорциуму ..........
Приложение 2. Образовательные программы и научные исследования, реализуемые
вузами России в интересах развития Арктической зоны
Российской Федерации .........................................................................................................
143
147
152
156
178
181
187
Стр.6
6
Арктика – национальный мегапроект
Раздел I
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ «АРКТИКА – НАЦИОНАЛЬНЫЙ
МЕГАПРОЕКТ: КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И НАУЧНОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ»
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Приветственное слово
ректора
Северного (Арктического)
федерального университета
имени М.В.Ломоносова
Елены Владимировны Кудряшовой
Уважаемые коллеги!
Добро пожаловать в Русскую Арктику, в Северный (Арктический)
федеральный университет имени М.В.Ломоносова
– единственный из ведущих вузов страны, расположенный
в Арктической зоне Российской Федерации!
В этом зале собрались представители вузов, ученые, сотрудники
научно-исследовательских организаций, представители
власти и промышленных предприятий – все, кому небезразлична
судьба Арктики, кто хочет сохранить её для будущих поколений.
XXI век, с точки зрения научно-технического прогресса,
провозглашается эпохой информационной революции, биои
нанотехнологий, «постиндустриализма». Наряду с этим часто
наш век называют веком Арктики. Как подчеркнул Президент
России В.В.Путин в своем приветствии конференции, которая
проходила в САФУ в сентябре прошлого года под названием
«Обеспечение безопасности и устойчивого развития Арктического
региона, сохранение экосистем и традиционного образа
жизни коренного населения Арктики»: «Россия, почти треть
территории которой составляют районы Крайнего Севера, несет
особую ответственность за Арктику. Поэтому среди наших
приоритетов в Арктической зоне — обеспечение баланса между
активной хозяйственной деятельностью и сохранением уникальной
окружающей среды, бережное отношение к культуре и традиционному
образу жизни коренных малочисленных народов».
Мы уверены, что выполнять поставленные руководством
страны задачи по освоению и устойчивому развитию Арктического
региона, должны специалисты очень высокого уровня,
понимающие уникальность, особенность Арктики, её стратегическое
значение для страны.
Именно в целях обеспечения инновационной, научной
и кадровой поддержки защиты геополитических и экономических
интересов России в Арктике 8 июня 2010 года
был образован Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В.Ломоносова. Благодаря вузам и колледжам,
вошедшим в его состав, наш университет имеет
Стр.7
Пленарное заседание
7
7
большую историю, серьезную научную и образовательную
базу. Арктический вектор стал основополагающим в определении
политик университета, в программе развития каждого
учебного и научного подразделения которого заложена
арктическая составляющая.
В САФУ сформирован портфель образовательных
программ арктической направленности для всех уровней
подготовки, среди них есть и уникальные; совместно с российскими
и зарубежными вузами-партнерами активно развиваются
сетевые образовательные программы, куда привлекаются
ведущие ученые и представители предприятий;
созданы и успешно работают базовые кафедры на ведущих
предприятиях АЗРФ.
Научные исследования в вузе ведутся по семи приоритетным
направлениям: «Окружающая среда и Арктика»,
«Строительство и энергетика в высоких широтах», «Химия
и биотехнологии», «Человек в Арктике», «Сырьевые ресурсы
Северо-Арктической зоны и ресурсосбережение», «Судостроение
и судоремонт», «Информационные технологии». Все эти
направления «вписываются» в «Российскую Арктическую
стратегию – 2020». Активно развиваются арктические экспедиции,
практика и стажировки.
2 июня 2016 года Председатель Правительства РФ
Д.А.Медведев подписал План проведения в 2017 году в России
Года экологии. Отдельным разделом в нем выделена «Арктика
и климат», и среди основных мероприятий: проведение научной
экспедиции в Арктику «Арктический плавучий университет».
Это уникальный совместный САФУ и Росгидромета проект,
поддержанный Русским географическим обществом, который
давно стал всероссийским с международным участием.
В этом году мы торжественно провожаем в высокие широты
уже восьмой рейс АПУ. На сей раз, на борту научно-исследовательского
судна «Профессор Молчанов» Севгидромета и во
время высадок на островах архипелага участники экспедиции
будут постигать тайны Новой Земли.
Исследования Арктики, освоение и развитие Арктического
региона являются стратегической задачей приполярных
государств. Ее решение невозможно без международного сотрудничества
и кооперации научных и образовательных учреждений
всех стран мира. В последние годы особенно возрастает
роль САФУ как субъекта международной политики в области
образования и науки на Севере.
Приоритеты государственной политики России в Арктике,
реализация «Стратегии развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной безопасности
на период до 2020 года» ставят серьезные задачи перед системой
подготовки кадров. Эти же задачи стоят и перед нашей
Всероссийской научно-практической конференцией «Арктика
– национальный мегапроект: кадровое обеспечение и научное
сопровождение».
Серьезная экспертная работа была проведена вчера на
проектно-аналитической сессии «Подготовка кадров для Арктики:
от проблем к поискам решений», результаты «мозгового
штурма» будут представлены на конференции.
В рамках мероприятий конференции будет представлен
каталог научно-образовательных программ арктической направленности
с картой вузов России, ведущих подготовку
в интересах развития территорий АЗРФ.
По итогам работы конференции будет представлен аналитический
доклад о состоянии научно-образовательного пространства
АЗРФ и кадровой потребности АЗРФ в специалистах
с высшим образованием, а также учрежден Национальный
арктический научно-образовательный консорциум.
Уважаемые коллеги! Желаю всем нам интересной, плодотворной
работы в решении актуальных вопросов подготовки
кадров для АЗРФ.
Стр.8