АКМЕОЛОГИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ ACMEOLOGY OF GREAT PERSONALITIES УДК 378 СТАНИСЛАВ ТЕОФИЛОВИЧ ШАЦКИЙ — СОЗДАТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ «ПЕДАГОГИКИ СРЕДЫ» «Воспитание… должно давать ребёнку всестороннее развитие и быть тесно связано с семьёй, средой, окружающей детей, и по возможности делать эту среду лучше, культурней» С. Т. Шацкий Соловьёва Наталья Викторовна — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); просп. <...> 52 @ mail.ru РЕЗЮМЕ Знаменитый педагог стоял у истоков создания русской средовой педагогики. <...> Очень рано обретя способность оценивать окружающий мир, он достиг в этом вершин, представив свои выводы в научных докладах и педагогических сочинениях. <...> Плодотворным было влияние на С. Т. Шацкого учёных, писателей, композиторов и художников, и всё это воплощалось в создаваемую им педагогическую среду. <...> «Шацкизм» объединил методы педагогического исследования и дидактические идеи (от принципов до приёмов), венцом трудов С. Т. Шацкого стала его научная школа. <...> Ключевые слова: среда, педагогическая оценка, педагогическая среда, психологические миниатюры, воспитание в социальной среде, открытая школа, трудовое воспитание. <...> О Станиславе Теофиловиче Шацком в психолого-педагогическом сообществе вспоминают не часто, т.к. в его трудах можно встретить противоречивые и противоречащие современным концепциям идеи. <...> Но в его лице мы должны отдать дань уважения педагогам 1920–1930-х годов, которые сделали блестящую попытку создать новую педагогику, объединившую лучшее из российской и зарубежной науки и практики. <...> Их подвижничество имело влияние на воспитание поколения, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, но и сегодня молодые психологи и педагоги могут поучиться на примере их жизненного пути. <...> 25 Понятие «среда» образует своеобразный стержень работ Станислава Теофиловича, так как <...>