в истории России – К вопросу об эволюции смысла концептов А.Б. КАМЕНСКИЙ К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ СМЫСЛА КОНЦЕПТОВ «СВОБОДА» И «ВОЛЬНОСТЬ» В РУССКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ XVIII в. <...> В мифологии русского национального характера понятия «свобода» и «вольность/воля» занимают едва ли не столь же почетное место, как «соборность», «духовность», «щедрость» и некоторые иные абстрактные понятия, в отличие от «свободы», не имеющие, впрочем, юридического основания. <...> Большинство ученых сходятся во мнении, что несвобода была присуща русскому обществу на всех этапах истории России гораздо в большей степени, чем свобода, хотя, например, точного, разделяемого всеми определения характера Московского государства XV–XVII вв. в историографии не существует, а о сути политической власти в имперский период ведутся ожесточенные споры. <...> И дело не только в том, что до 1861 г. основная масса населения находилась в крепостной зависимости, но и в том, что, как принято считать, несвободны были и все остальные слои русского социума, гражданского общества в дореволюционной России так и не сложилось, а гражданские права были впервые гарантированы лишь Манифестом 17 октября 1905 г. Современная историография о соотношении понятий «воля/вольность» и «свобода» Впрочем, в России последних лет наблюдается тенденция представить отечественную историю как «нормальную» на том основании, например, что ужасы опричнины Ивана Грозного не идут ни в какое сравнение с кошмарами испанской инквизиции, а крепостное право было 115 А.Б. Каменский отменено на два года раньше, чем рабство в США1 – Свобода и реформы . <...> В то же время и в западной историографии России, в первую очередь опять же в США, появилась своего рода ревизионистская концепция, поставившая под сомнение всемогущество русского государства на разных этапах его существования и, в частности, его способность контролировать все сферы жизни своих подданных2 . <...> И если аргументы первой группы находятся <...>