Миронов (философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: dean@philis.msu.ru) В статье поднимается вопрос о сущности реформирования системы образования в России с точки зрения глобализации. <...> Большое внимание уделено процессу и результа - там введения единого государственного экзамена (ЕГЭ),а также вступ - лению России в Болонский процесс. <...> Сделаны выводы о теоретической и практической неподготовленности реформы системы образования в России и ее разрушительных последствиях. <...> XX в., т.е. уже более двадцати лет, в России идет реформа образования. <...> Реформа (не обязательно образования), которая длится слишком долго, неизбежно превращается в свою противоположность, т.е. контрреформу, в рамках которой приостанавливаются или “подчищаются” неверно принятые решения, ибо сам длительный промежуток времени меняет целый ряд влияющих факторов, в том 32 числе финансовых, социальных, политических и др. <...> Но ведь само понятие модернизации означает лишь преобразование, которое носит более широкий характер, т.е. в нашем случае систему реформ, направленных на построение развитого индустриального общества по типу развитых стран. <...> Например, система реформ Петра I в нашей стране — это иллюстрация одной из ранних модернизаций, целью которой был полный поворот страны на другой (европейский) путь развития. <...> Но ведь существует точка зрения, что все дальнейшее развитие России представляло собой коррекцию (контрреформу?) <...> И это оправданно, так как государство пока по многим параметрам просто не готово к полной системе либеральных реформ и в силу пока еще не выстроенного гражданского общества, и в силу масштабов, и в силу смешения разных культур и традиций. <...> Достигнув в ходе контрреформ предшествующего цикла крупных успехов в усилении власти, укреплении более или менее централизованного политического режима внутри страны и статуса великой державы во внешней политике, Российское государство, играющее роль основного субъекта <...>