3 ГОЛОСА МОЛОДЫХ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “САМООБРАЗОВАНИЕ” А.И. Калинина (факультет педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) Целью статьи является обзор и анализ различных трактовок понятия самообразование и попытка выявить наиболее полное его определение. <...> В статье представлена классификация терминов в соответствии с опре - деленными критериями. <...> В педагогике существуют различные мнения по поводу того, когда возникла сама идея непрерывного образования и самообразования. <...> Некоторые ученые считают, что самообразование — непременная форма развития на протяжении всей истории человечества. <...> По мнению других, требования современной жизни стали причиной зарождения самообразования. <...> Но когда бы эта идея ни зародилась, несомненна важность самообразования и его актуальность во все времена. <...> Процесс самообразования находит свое отражение даже в религиозных писаниях (Библия, Коран) и подразумевает поиск и толкование истины в рамках вопросов веры. <...> И в народной мудрости разных стран можно найти отголоски идеи самосовершенствования и самовоспитания в форме пословиц, афоризмов: “Жизни человека есть предел, учению — нет” (Китай); “Век живи — век учись” (Россия); “Человек без знаний — что бревно или камень” (Япония). <...> В трудах великих философов Древней Греции — Платона и Аристотеля — также можно найти упоминания о самообразовании. <...> Так, Аристотель рассматривал самообразование как основу становления личности, нацеленной на поиск новых знаний [1: 142]. <...> Позже, по мере развития общественных от99 ношений, они приобретают еще большее значение в становлении человека как личности. <...> Я.А. Коменский неоднократно отмечал в своих трудах назначение непрерывного образования, роль самостоятельной деятельности и стремления к ней, которая заложена в человеке с момента рождения: “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию <...>