№ 4 ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКУМА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ В ВУЗЕ М.А. <...> Винник (учебно-научный Музей землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: vin_nik@ mail.ru) В данной статье показаны преимущества системного подхода при решении образовательных и развивающих задач. <...> Представлена методическая система проведения практикума по естествознанию. <...> Одним из способов осуществления этой задачи в высших учебных заведениях является выполнение обучаемыми лабораторно-практических работ. <...> Целенаправленная постановка практикума по естествознанию содействует прочному усвоению теоретического материала, изучению научных методов познания и развитию самостоятельного мышления. <...> Самостоятельное выполнение лабораторно-практических работ — это путь наиболее продуктивного знакомства с целым комплексом естественных наук. <...> На лабораторно-практических занятиях студенты постигают сущность методов научных исследований, знакомятся с практическими применениями естественных наук, приобретают практические навыки работы с различными инструментами и приборами, приучаются к правильному и рациональному оформлению полученных результатов. <...> Вместе с тем зачастую классическое университетское образование грешит чрезмерной теоретизацией, студенты не умеют практически 44 пользоваться теоретическими знаниями. <...> Одна из причин такого серьезного недостатка состоит в том, что часть знаний, пусть даже прочно запечатлевшихся в памяти, оказывается неприменимой, настолько они далеки от реальной практики. <...> Следует особо отметить одну особенность любого студента — это нетерпимость к механическому заучиванию информации. <...> А коли так, то “обучение должно менять методы — перестать делать основной упор на запоминание информации, а сделать поворот к формированию умения действовать” [3 : 15]. <...> По существу, такие знания далеко не всегда полезны, они создают иллюзию обучения, а на самом деле <...>