Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник
юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина
Екатериненских времен, родился в Москве 22 июня 1815 г. Одиннадцати лет от роду, не получив почти
никакой научной подготовки, он был определен в воспитанники 1 московского кадетского корпуса, в
котором не замедлил своими блестящими способностями, успешностью в учении и образцовым
поведением обратить на себя внимание начальства и превзойти всех своих товарищей. В 1830 г. он был
сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником,
при чем его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовой зале
корпуса. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии финляндский полк, Федотов переселился в СанктПетербург.
Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицей, на развлечения в
кругу добрых товарищей и на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он умел
находить время для своего любимого занятия - рисования, способность к которому выказалась у него
еще раньше и в классных рисунках, и в схожих портретах корпусных однокашников и начальников, и в
забавных карикатурах на них, и в чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные тетради.
Года через три четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы
Академии Художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, "следки" и прочее,
старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной
передаче видимой природы. С этой же целью, дома, в свободные от службы часы, он, сверх рисования
придуманных жанровых сцен и подмеченных на улице типов, упражнялся в портретировании своих
сослуживцев и знакомых, карандашом и акварельными красками. Эти портреты всегда бывали очень
похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила
Павловича, изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин
и эстампов. Летом 1837 г., великий князь, возвратившись в Санкт-Петербург из поездки за границу для
лечения, посетил красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией.
Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три
месяца окончил большую акварельную картину "Встреча великого князя", в которой, кроме портрета его
высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому
князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам
Федотова, "окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие". Вслед затем, он
принялся за другую картину: "Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара", но,
испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился, с целью их исходатайствования, представить
эту картину еще в неоконченном виде великому князю. Последний показал ее своему августейшему
брату, результатом чего было Высочайшее повеление: "предоставить рисующему офицеру добровольное
право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц".
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, или нет, но, наконец, подал
прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжелых жизненных условиях - в еще худших, чем те, при
которых ему, сыну недостаточных родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную
пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству,
впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для
художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему
бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - сделаться настоящим
художником. В первое время по выходе в отставку, он избрал было для себя специальностью
баталическую живопись, как такую отрасль искусства, в которой уже успешно пробовал свои силы и
которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Поселившись в бедной
квартире "от жильцов" в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем
комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, под час терпя голод и холод, он еще
усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в
академических классах, и дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле
пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора А. Заурвейда . Из
произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах,
замечательнейшими, по отзыву его друзей, были "Французские мародеры в русской деревне, в 1812 г.",
"Переход егерей в брод через реку на маневрах", "Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового
праздника" и несколько композиций на тему "Казарменная жизнь", сочиненных под влиянием Гогарта.
Однако живопись военных сцен не была истинным призванием нашего художника: остроуме, тонкая
наблюдательность, уменье подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их
Стр.1