Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Грани  / № 14 1951

Достоевский и кризис гуманизма (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевицкий
Страниц15
ID335641
АннотацияСтатья,написанная к 130-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти Ф. М. Достаевского, посвящена его творчеству, главным художественным предметом которого являлся человек, загадка его существования на земле.
Левицкий, С. Достоевский и кризис гуманизма / С. Левицкий // Грани .— 1951 .— № 14 .— С. 162-176 .— URL: https://rucont.ru/efd/335641 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДОСТОЕВСКИЙ И КРИЗИС ГУМАНИЗМА*) «На приказ Петра Великого образоваться, Россия ответила через сто лет колоссальным явлением Пушкина» (Герцен). <...> И на Пушкина она ответила гением Достоевского. <...> В нем же — залог и упование грядущего обновления и возрождения тела и души России. <...> И если мы преклоняемся и всегда будем преклоняться перед гомеровским гением Толстого, то в эти судьбоносные годы, когда «над миром всё чернее тень люциферова крыла» (Блок), нам ближе и дороже страдальческий и пророческий гений Достоевского. <...> И от того, найдем ли мы в себе силу заглянуть в глаза «безднам сатанинским», которые отверзает перед нами Достоевский, не будучи в то же время завороженными темным ликом хаоса души, не поддавшись в то же время «достоевщине», от того, сумеем ли мы, пройдя через темное подполье человеческой души, найти и утвердить в ней образ Божий, от того, справимся мы или нет с роковым на* К 130-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти, исполнившимся в 1951 году. следьем» Достоевского, — зависят, быть может, исход и судьбы русской культуры. <...> Дневной гений Пушкина и ночной гений Достоевского выражают собой, пожалуй, два крайние полюса русской культуры, два ее предельные свершенья. <...> Но если Пушкин рисует нам стройный Космос человеческого бытия, где самое страдание и тьма примирены и в гармонии целого, то Достоевский проникает в первозданный хаос человеческой души и из темных глубин духа человеческого рвется ввысь к несказанному свету божественной любви. <...> Не лучше ли не заглядывать в глаза бездне и не рваться к сверхчеловеческим высотам, предпочтя путь постепенного восхождения? <...> Темное подполье человеческой души, которое рисует нам Достоевский, есть душевно - духовная реальность, а не продукт психопатологии. <...> Первозданный хаос души — тайная воля к самообожествлению, тайный инстинкт разрушения, живут в каждом человеке, хотя и просыпаются и обнаруживаются не у всех и не всегда. <...> Мережковский хорошо сравнил как-то <...>